Подростковый кризис

Подростковый кризис (12-14лет) является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется в грубости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14-15 лет) наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности изменять воспитательную тактику, учитывая новые потребности подростка (бывают случаи бескризисного развития ребенка, чаще всего это происходит, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей). Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый кризис отличается от других кризисов большей продолжительностью. На образование подросткового кризиса влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости, от которых подросток стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера.

Новообразование - чувство взрослости.

Виды взрослости:

— подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости;

— стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине»;

— социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;

— интеллектуальная взрослость — связана с развитием познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Подросток интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди тоже непрерывно оценивают его.

Половая идентификация подростков. Биологическое созревание, гормональная перестройка — обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Типичная возрастная особенность — склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы. Прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола.

Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные.

Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход со сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: