Профессиональное самоопределение

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность. В других случаях юноши и девушки продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. К моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только планы на будущее. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. Стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и условиями реального мира.

Психологические факторы профессионального самоопределения:

— осознание ценности общественно полезного труда,

— общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

— осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

— общая ориентировка в мире профессионального труда,

— выделение дальней профессиональной цели (мечты),

— согласование мечты с другими важными жизненными целями,

— знание о выбираемых целях,

— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: