Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует к себе особого подхода. Задача системы образования и всех взрослых – содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.
Возраст — определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.
Проблема возрастной периодизации самая трудная в психологии.
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов.
Например, П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка; З.Фрейд считает системообразующим фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов; Жан Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д.Б.Эльконина, основанная на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
|
|
Критериями периодизации выступают:
- социальная ситуация развития – специфические для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, в которой происходит психическое развитие человека; это система отношений с другими людьми, т.е. воздействия взрослых на ребенка и переживание ребенком своей позиции в социуме;
- ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований;
- центральное новообразование возраста – психологические новообразования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.
Переходы между различными периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношении взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическим, или кризисами возрастного развития.
|
|
В детской психологии выделено 4 основных кризиса:
- кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
- кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту).
Источник возникновения кризисов – противоречия между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения.