В жизни ребенка множество различных видов деятельности. одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. Поэтому нужно говорить о развитии психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности. Каждая стадия развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется определенным ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются не количественные показатели, а качественные. Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка.
Сензитивные периоды – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов на определенном возрастном периоде.
В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь.
Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
Название и границы возраста | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Основные новообразования возраста |
Младенчество До 1 года | Непосредственно-эмоциональное общение | Взрослый – ребёнок 1. биологическая беспомощность младенца, зависимость удовлетворения его потребностей от взрослых, 2. ребёнок лишён основных средств социального общения (речи) | - Переход к вертикальному положению тела, - Появление начальных элементов речи(гуление, лепет, отдельные слова), - Комплекс оживления (2 месяца), - Умение распознавать «своих» и «чужих» (5-6 месяцев) |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | Ребёнок – предмет –взрослый 1. ребёнок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами, 2. образец действия с предметом принадлежит взрослому. | - Развитие речи, - Развитие наглядно-действенного мышления. - Первое проявление самостоятельности (кризис «3 лет»). |
Дошкольный возраст 3-6 лет | Ролевая игра | Ребёнок – взрослый 1. желание постичь основу действий взрослых, 2. ребёнок отстранён от активного участия в деятельности и отношениях взрослых | - Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, - Психологическая готовность к школе. |
Младший школьный возраст 6-10 (11) лет | Учебная деятельность | Ребёнок – сверстники 1. для успешной жизни в обществе необходимо усваивать соц. и культ. Опыт 2. в игре система знаний не формируется | - Произвольность, - Внутренний план действий, - Самоконтроль, рефлексия. |
Подростковый возраст 11-14 лет | Интимно-личностное общение, Общественно-полезная деят. | Подросток – сверстники 1. стремление к независимости и самостоятельности, 2. ближайшее окружение относится как к ребёнку | - Чувство взрослости, - Развитие самосознания (осознание себя как личности), - Подчинение групповым нормам, - Развитие абстрактно-логического мышления. |
Ранняя юность 15-17 лет | Учебно-профессиональная деятельность | Юноша – сверстники 1.зависимость от взрослых (экономическая и др.) 2.актуализируются потребности в самоопределении (кем быть и каким быть) | - Формирование мировоззрения, - Готовность к профессиональному самоопределению. - Готовность к нравственному самоопределению. |