Гностические умения
1. Дают возможность видеть проявление у детей как познавательных способностей, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств, обнаружить мотивы их поведения, выявить взаимоотношения детей в детском коллективе, эмоциональное благополучие каждого воспитанника.
2. Используются для изучения родителей, семейной микросреды ребёнка.
3. Умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения.
4. Умение анализировать опыт других с целью перенесения передовых методов и приемов в собственную педагогическую практику.
5. Тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития ребёнка, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребёнка. Поэтому воспитателю необходимо владеть методами детской психологии (наблюдением, экспериментом, социометрическими методами, беседой, методом анализа продуктов детской деятельности и др.).
Информация, полученная с помощью гностических умений, помогает воспитателю грамотно спланировать и организовать педагогическую деятельность как со всей группой, так и с отдельными детьми.
Конструктивные умения
1. Необходимы для проектирования личности каждого ребёнка в отдельности, группы в целом.
2. Предвидение затруднений в работе и создание условий для предотвращения их.
3. Помогают воспитателю проектировать развитие игровой и других видов деятельности дошкольника.
4. Умение планировать все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценариев развлечений; умение отбора фактического материала по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.
5. Умение перерабатывать отобранную информацию и подать её детям с учётом их возрастных возможностей, целесообразно комбинировать части занятий и т.д.
6. Умение планировать индивидуальную работу с детьми