Фонетическая система

1.1. Звукопроизношение. В русском языке бесчисленное количество звуков и 42 фонемы.

Фонема – это акустико-артикуляционная модель звука.

Реализация каждой фонемы зависит от индивидуальных особенностей говорящего, структуры слова, коартикуляции (влияние на артикуляционное произношение звуков предыдущих и последующих)

Чаще всего в нарушаются в произношении:

- свистящие ([с], [с`], [з], [з`], [ц])

- шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч])

- сонорные ([р], [р`], [л], [л`])

Существует 4 вида нарушения звукопроизношения:

- отсутствие звука (рука - …ука)

- замена звука (произносится другой, имеющейся в данной фонематической системе) (рука-лука)

- искажение (произносится другой, не имеющейся в данной фонематической системе) (рука – р-р-р-рука)

- смешение (в изолировании норма, а в сочетании – смешиваются)

1.2. Звукослоговая структура слов.

- последовательность и количество звуков с лове

- перестановка слогов и звуков (мостик-мотсик, невеста-венеста)

- сокращение звуков и слогов (мостик-мосик)

- добавление звуков и слогов (мостик-моститик)

- замены звуков и слогов (барабан-бараран)

1.3. Просодическая (интонационная) система. Вшироком смысле относится: темп, ритм, паузация, мелодика, интонация, голосовые характеристики (тембр, высота, сила)

2. Фонематическая система (восприятие звуков)

2.1. Фонематическое восприятие – различение (дифференциация звуков) по противопоставлению фонем друг другу.

Звуки бывают гласные и согласные. Различия происходят по:

а) месту образования:

- по вокализации: шумные (звонкие, глухие)

сонорные (не имеют шума – [р], [р`], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [й])

- палатализация (смягчение, звуколизация) – твердые, мягкие

- место образования:

губные: губно-губные ([м], [м`], [б], [б`], [п], [п`]); губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`])

язычные: заднеязычные ([к], [к`], [г], [г`], [х], [х`]), среднеязычные ([й]), переднеязычные (все остальные)

б) способу образования:

- смычные (соприкосновение артикуляционных органов и их раскрытие) [п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`]

- щелевые/фрикативные (соприкосновения артикуляционных органов нет, остается щель, через которые проходит воздух) [в], [в`], [ф], [ф`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], [щ], [х], [х`], [й]

- смычно щелевые/африкаты [ц]([т+с]), [ч]([т+щ])

- носовые смычно-проходные (часть воздуха проходит через другую полость) [м], [м`], [н], [н`]

- ротовые смычно-проходные [л],[л`]

- дрожащие/вибранто[р], [р`]

в) по резонации: носовые ([м], [м`], [н], [н`]) и ротовые

2.2. Фонематический анализ * – разложение слово на звуки

а) Простой:

- выделение только одного звука на фоне слова

- выделение только одного звука и слова (начальный, ударный, гласный)

б) Сложный (требует обучения, выделение всех или более одного звука):

- последовательный

- количественный (сколько звуков в слове)

- позиционный (определение места звука в слове)

2.3. Фонематический синтез * – составление

- составление слов и звуков вне нарушенной последовательности;

- составление слов и звуков нарушенной последовательности.

* сложные формы анализа и сложный синтез требуют обучения только с 5 лет.

2.4. Фонематические представления – сопоставления слова со звуком

Выделяют два типа заданий:

- с наглядностью (выбрать картинки или объекты, в которых есть заданный звук)

- без наглядности (придумать картинки)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: