1.1. Звукопроизношение. В русском языке бесчисленное количество звуков и 42 фонемы.
Фонема – это акустико-артикуляционная модель звука.
Реализация каждой фонемы зависит от индивидуальных особенностей говорящего, структуры слова, коартикуляции (влияние на артикуляционное произношение звуков предыдущих и последующих)
Чаще всего в нарушаются в произношении:
- свистящие ([с], [с`], [з], [з`], [ц])
- шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч])
- сонорные ([р], [р`], [л], [л`])
Существует 4 вида нарушения звукопроизношения:
- отсутствие звука (рука - …ука)
- замена звука (произносится другой, имеющейся в данной фонематической системе) (рука-лука)
- искажение (произносится другой, не имеющейся в данной фонематической системе) (рука – р-р-р-рука)
- смешение (в изолировании норма, а в сочетании – смешиваются)
1.2. Звукослоговая структура слов.
- последовательность и количество звуков с лове
- перестановка слогов и звуков (мостик-мотсик, невеста-венеста)
- сокращение звуков и слогов (мостик-мосик)
- добавление звуков и слогов (мостик-моститик)
|
|
- замены звуков и слогов (барабан-бараран)
1.3. Просодическая (интонационная) система. Вшироком смысле относится: темп, ритм, паузация, мелодика, интонация, голосовые характеристики (тембр, высота, сила)
2. Фонематическая система (восприятие звуков)
2.1. Фонематическое восприятие – различение (дифференциация звуков) по противопоставлению фонем друг другу.
Звуки бывают гласные и согласные. Различия происходят по:
а) месту образования:
- по вокализации: шумные (звонкие, глухие)
сонорные (не имеют шума – [р], [р`], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [й])
- палатализация (смягчение, звуколизация) – твердые, мягкие
- место образования:
губные: губно-губные ([м], [м`], [б], [б`], [п], [п`]); губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`])
язычные: заднеязычные ([к], [к`], [г], [г`], [х], [х`]), среднеязычные ([й]), переднеязычные (все остальные)
б) способу образования:
- смычные (соприкосновение артикуляционных органов и их раскрытие) [п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`]
- щелевые/фрикативные (соприкосновения артикуляционных органов нет, остается щель, через которые проходит воздух) [в], [в`], [ф], [ф`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], [щ], [х], [х`], [й]
- смычно щелевые/африкаты [ц]([т+с]), [ч]([т+щ])
- носовые смычно-проходные (часть воздуха проходит через другую полость) [м], [м`], [н], [н`]
- ротовые смычно-проходные [л],[л`]
- дрожащие/вибранто[р], [р`]
в) по резонации: носовые ([м], [м`], [н], [н`]) и ротовые
2.2. Фонематический анализ * – разложение слово на звуки
а) Простой:
- выделение только одного звука на фоне слова
- выделение только одного звука и слова (начальный, ударный, гласный)
б) Сложный (требует обучения, выделение всех или более одного звука):
|
|
- последовательный
- количественный (сколько звуков в слове)
- позиционный (определение места звука в слове)
2.3. Фонематический синтез * – составление
- составление слов и звуков вне нарушенной последовательности;
- составление слов и звуков нарушенной последовательности.
* сложные формы анализа и сложный синтез требуют обучения только с 5 лет.
2.4. Фонематические представления – сопоставления слова со звуком
Выделяют два типа заданий:
- с наглядностью (выбрать картинки или объекты, в которых есть заданный звук)
- без наглядности (придумать картинки)