Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Оцените качество своего характера сами и предло­жите это сделать трем-пяти лицам из своего окружения (род­ным

Задание 1. Оцените качество своего характера сами и предло­жите это сделать трем-пяти лицам из своего окружения (род­ным, друзьям, однокурсникам, преподавателям, соседям) по пя­тибалльной шкале.

1. Настойчивый 5 4 3 2 10 ненастойчивый.

2. Самостоятельный 5 4 3 2 10 несамостоятельный.

3. Аккуратный 5 4 32 неаккуратный,

4. Организованный 5 4 3 2 неорганизованный,

5. Ответственный 5 4 3 2 безответствен н ый.

6. Трудолюбивый 5 4 3 2 нетрудолюбивый, Предложите качества личности, которые вас интересуют в

оценке себя и других (в 7, 8, 9 пунктах):

7._______________ 5 4 3 2 1 0

8 ________________ 5 4 3 2 1 0

9.____________________ 5 4 3 2 10

Сравните самооценку с оценкой окружающих. Сделайте вы­воды об адекватности самооценки.

Задание 2. Проанализируйте свои черты характера, которые: а) вам помогают в жизни, б) мешают в жизни. Для уточнения по­зитивного отношения к своим чертам характера закончите фразу: «Черта характера, которой я горжусь, — это_____________________________________________».

Вопросы для повторения

1 Что такое характер и черты характера?

2 Почему люди имеют типичные для определенной исторической эпохи черты характера?

3 Какие существуют типологии характера?

4 В чем различие характера и темперамента?

5 Каково соотношение личности и характера?

6 Как формируется характер?

Литература

1 Левитов н д Психология характера М, 1969

1 Леонгард К Акцентуированные личности Киев, 1981

3 Личко а е Психопатии и акцентуации характера у подростков М,

4 Рогов Е И Азбука психологии Психология человека М, 2000

5 Симонов п В., Ершов п М. Темперамент Характер Личность М,


Основные понятия курса

Абсолютный порог ощущений — минимальная величина любой модальности, способная вызвать едва различимое ощу­щение.

Агглютинация — прием соединения («склеивания») частей двух или нескольких предметов в одно целое.

Адаптация — приспособление организма к действующим раздра­жителям путем изменения чувствительности анализаторов.

Акцентуация характера — усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, гранича­щие с патологией.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыст­но приходить на помощь другим людям.

Анимизм — древнее учение об объективном существовании и пе­реселении душ и духов.

Анкета — объединенная единым замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Анкетирование — метод сбора исследуемых данных на основе оп­роса с помощью анкет.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психиче­ской жизни человека, его индивидуальных особенностей и прошлого опыта.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения (ярость, ужас, от­чаяние).

Беседа — метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Бессознательное — характеристика психических свойств, процес­сов и состояний человека, находящихся вне сферы созна­ния, но оказывающих достаточно сильное влияние на его поведение.

Бихевиоризм — направление в психологии, сделавшее предметом своего изучения поведение, которое рассматривается как реакция на стимул внешней среды.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания че­ловека на определенных объектах при одновременном от­влечении от других.

Воля — способность человека сознательно управлять своим по­ведением, концентрировать силы на достижении поставлен­ных целей.

Воображение — психический процесс, заключающийся в созда­нии новых образов путем переработки материала воспри­ятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и со­бытий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы.

Галлюцинации — нереальные фантастические образы, возникаю­щие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Генетическая память — хранится в генотипе, передается и вос­производится по наследству.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в со­ответствующей области или сфере деятельности.

Гештальтисихология — направление в психологии, главной це­лью которого стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Гилозоизм — философское учение о всеобщей одухотворенности материи, утверждающее, что чувствительность как элемен­тарная форма психики присуща всем без исключения ве­щам, существующим в природе.

Графология — метод психологического исследования, заключаю­щийся в выявлении особенностей характера человека по его почерку.

Гуманистическая психология — направление современной психо­логии, в центре внимания которой здоровая творческая личность, раскрывающая свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

Грезы — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображе­нии приятные, желаемые картины будущей жизни.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая соз­нанием активность, порождаемая потребностями и направ­ленная на познание и преобразование внешнего мира и са­мого человека.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, исследую­щая индивидуальные психофизиологические различия меж­ду людьми, отдельные свойства нервной системы.

Житейская психология — психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловли­вают природные, индивидуальные различия между людьми.

Зона ближайшего развития — возможности психического разви­тия, которые открываются у человека при оказании ему ми­нимальной помощи со стороны.

Зоопсихология — наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения, врожденных и приобретенных формах их поведения.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта.

Идентификация — метод познания другого человека через образ­ное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

Индивид — человек как представитель вида Homo sapiens в един­стве врожденного и приобретенного, носитель индивиду­ально-своеобразных черт.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающих его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — целесообразная, соответ­ствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наи­лучшие ее результаты.

Интеллект — совокупность умственных способностей. Характе­рен для человека и некоторых высших животных.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью человека.

Интериоризация — перевод внешнего действия во внутренние умственные действия, оперирующие символами.

Интуиция — неосознаваемое постижение мира другого человека или внешних событий, основанное на большом опыте об­щения с людьми.

Интроспекция — особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.

Каузальная атрибуция — мотивированный процесс, направлен­ный на осмысление и объяснение причин поступка другого человека, а также способность предсказывать его поведение.

Когнитивный подход — направление современной психологии, изучающее закономерности получения человеком информа­ции, ее переработки и влияния на поведение человека.

Контент-анализ — метод, используемый для определения психо­логических особенностей автора текста по наиболее часто употребляемым им смысловым выражениям.

Личность — человек в системе социально-обусловленных харак­теристик, проявляемых в общественных связях и отношени­ях, являющихся устойчивыми, определяющими нравствен­ные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастное и индивидуальное развитие психических процес­сов и поведенческих явлений.

Медицинская психология — отрасль психологической науки, изу­чающая психологические аспекты деятельности врача и по­ведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней; а также в их предупреждении и укреплении здоровья.

Методология — учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Механическая память — память, основанная на повторении, без осмысливания действий или материала.

Мечта — планы человека на будущее, представленные в его во­ображении и реализующие для него наиболее важные по­требности и интересы.

Мотивы — внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее инициацию, направленность, органи­зацию.

Мнемическая деятельность — деятельность, направленная на за­поминание, сохранение и воспроизведение воспринятого материала.

Мышление — психический процесс отражения и познания суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объек­тивного мира.

Наблюдение — метод психологического исследования, подчи­ненный исследовательской программе, целенаправленное и систематическое восприятие поведения людей с целью его последующего анализа и объяснения.

Наблюдательность — свойство личности, стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений.

Навык — полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Направленность личности — система убеждений, интересов, от­ношений человека, которая определяется влиянием обще­ства, обучением, воспитанием и собственной его деятель­ностью.

Настроение — слабо выраженное эмоциональное переживание, однако значительно влияющее на деятельность, со слабым осознанием причин и факторов, вызывающих его.

Научная психология — устойчивые психологические знания, по­лученные в процессе теоретического и экспериментального исследования.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, занимаю­щаяся изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.

Общая психология — область психологической науки, изучающая общие свойства и закономерности функционирования пси­хики взрослого человека.

Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аф- фективно-оценочного характера.

Одаренность — особое сочетание способностей, обеспечивающее высший уровень успешности выполнения деятельности.

Онтогенез — процесс индивидуального психического развития человека.

Опрос — метод психологического исследования, основанный на получении от испытуемых необходимой информации на за­ранее подготовленные вопросы.

Ощущение — простейший психический процесс отражения от­дельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредст­венном воздействии раздражителей на соответствующие ре­цепторы.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в дея­тельности или возвращение в сферу сознания.

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики, закономерности нарушения психиче­ской деятельности и свойств личности при психических за­болеваниях.

Педагогическая психология — наука о психологических законо­мерностях обучения и воспитания человека.

Политическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувст­ва, ценностные ориентации и т. п.) в политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Потребность — побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Представления — образы предметов, сцен и событий, возникаю­щие на основе их припоминания или же продуктивного во­ображения.

Привычка — автоматизированный компонент действия, в основе которого лежит неосознанная потребность.

Прикладная психология — область психологии, которая исследует общие психологические проблемы, характерные для кон­кретных сфер профессиональной деятельности человека.

Психоанализ — направление в науке, созданное 3. Фрейдом. Со­держит систему идей, объясняющих развитие, структуру и поведение личности бессознательными, иррациональными причинами. В рамках этого учения найдены методы диагно­стики и лечения различных душевных заболеваний.

Психология — наука о закономерностях возникновения, разви­тия и функционирования психики и сознания человека.

Психология аномального развития (или специальная психоло­гия) — отрасль психологии, которая занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонениями от нормального развития.

Психология личности — область психологии, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, об­щих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.

Психология развития (или возрастная психология) — область пси­хологии, изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека.

Психология религии — отрасль психологии, исследующая психо­логические проблемы религиозного сознания, представле­ния и чувства верующих людей.

Психология спорта — отрасль психологии, которая занимается рассмотрением психологических особенностей личности и деятельности спортсменов, условий, средств эффективного тренировочного процесса и соревнований.

Психология труда — отрасль психологии, изучающая психологи­ческие особенности трудовой деятельности, психологиче­ские основы научной организации труда.

Психофизиология — отрасль психологии, изучающая взаимосвязь психических явлений и физиологических процессов орга­низма и нервной системы.

Психика — свойство высокоорганизованной материи — головно­го мозга, заключающееся в активном отражении объектив­ного мира.

Рефлекс — ответная реакция организма на действия раздражите­ля, опосредствованная нервной системой.

Рефлексия — процессы внутреннего анализа и рассуждений о происходящих в самом себе психических актов и состояний.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, перера­ботки, хранения и передачи информации.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможно­стей, качеств и места среди других людей.

Самосознание личности — способность человека выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и самому себе.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, обес­печивающий наиболее благоприятные условия для форми­рования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнений.

Синестезия — возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализа­тора.

Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования челове­ка в трудовой деятельности при постоянном общении (с по­мощью языка) с другими людьми.

Социализация — процесс и результат усвоения человеком соци­ального опыта.

Социальная психология — отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обуслов­ленные фактом их включения в социальные группы, а так­же психологические характеристики самих этих групп.

Специальные способности — способности, проявляющиеся толь­ко в отдельных видах деятельности (художественные, музы­кальные, математические и т. д.).

Способности — свойства личности, характеризующиеся возмож­ностью успешного выполнения какого-либо вида деятель­ности.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая зани­мается изучением общего и различного в психической дея­тельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.

Страсть — сильное, глубокое, длительное и устойчивое пережи­вание с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Стресс — состояние чрезмерно сильного и длительного психоло­гического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Сурдопсихология — специальный раздел психологии, который изучает психологию развития ребенка при серьезных дефек­тах слуха.

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Темперамент — обусловленные типом нервной системы врож­денные свойства человека, которыми определяются особен­ности динамики его психической деятельности.

Тест — стандартизированные задания, требующие решения, от­вета или описания.

Тестирование — метод изучения психологических свойств и со­стояний личности с помощью тестов.

Тифлопсихология — область психологии развития слабовидящих и незрячих детей.

Труд — деятельность, направленная на создание обществен­но-полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Учение — процесс систематического овладения знаниями, навы­ками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

Фантазия — важное условие нормального развития личности ре­бенка и усвоение им общественного опыта.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особен­ностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в дея­тельности и общении, обусловливая типичные для индиви­да способы поведения.

Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздель­ной речью, сознанием, высшими психическими функциями (мышлением, логической памятью и т. д.), способное созда­вать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Чувствительность — способность организмов реагировать на раз­дражения, не имеющие для них прямого биологического значения, но выполняющие сигнальную функцию, то есть позволяющие ориентироваться в окружающей среде.

Эксперимент — метод получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и по­ведения наблюдаемого объекта или наблюдаемых объектов в результате воздействия на него (них) контролируемых ис­следователем факторов.

Экстериоризация — реализация умственного действия вовне в виде действий с предметами.

Эмоции и чувства — определенный способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и самому себе, прояв­ляющийся в форме непосредственного переживания.

Эмпатическое слушание — проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы.

Эстетические чувства — чувства, возникающие у человека в свя­зи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетиче­ских потребностей.

Этические чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали.

Я-образ — представление индивида о самом себе.


Приложение к части 1, главе 1

Практическая работа № 1. «Методы психологии»

Задание № 1. Наблюдение

Цель: изучение «поведенческого портрета» личности с по­мощью метода наблюдения.

Протокол наблюдения

Дата:

Цель наблюдения: Объект:

Психологические условия (вид наблюдения):

Параметры «поведенческого портрета» личности

1. Общая моторика, выражающая эмоциональное состояние человека (скорость и направление движений, совместные дейст­вия).

2. Речевое поведение (степень разговорчивости, интонацион­ное богатство, паузы, темп речи).

3. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуля­ция, степень свободы движений).

4. Мимика лица (общее выражение лица, выразительность мимики).

5. Поведение по отношению к другим людям (характер об­щения, позиция в общении).

6. Внешнее проявление психического состояния (степень по­краснения кожи лица, изменение режима дыхания)

Обобщение результатов наблюдения, выводы.


Задание № 2. Анкетирование

Цель

Объект исследования Вопросы анкеты Результаты анкетирования

Количественный анализ (таблицы, графики, диаграммы)

Качественный анализ

Выводы

Приложение к части 1, главе 2

Методика определения ориентации субъектив­ного контроля

Инструкция. Читая каждое высказывание опросника, выбе­рите соответствующий вариант ответа: -3 — совершенно не согласен; -2 — пожалуй, не согласен; -1 — скорее не согласен, чем согласен; +1 — скорее согласен, чем не согласен; +2 — пожалуй, согласен; +3 — полностью согласен.

Опросник

1. Продвижение по служебной лестнице, успехи в жизни больше зависят от стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

1 Данная методика разработана на основе шкалы локус-контроля Дж. Роттера, опубликована Е. Ф. Бажиным с соавторами (1984), адапти­рована А. К. Осницким, Ю. С. Жуйковым (1996).

2. Большинство разводов происходит из-за того, что супруги не хотят уступать друг другу.

3. Если суждено заболеть, тут ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения, от случая.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Вмешательство посторонних и их попытки примирить ссо­рящихся, как правило, успеха не имеют.

8. Я часто чувствую, как мало зависит от меня то, что проис­ходит со мной.

9. Руководителю нужно все проверять самому, а не полагать­ся на подчиненных.

10. Мои отметки в школе зависели от случая, от обстоя­тельств, например, от настроения учителя больше, чем от моих собственных усилий.

11. Я строю планы на будущее и верю, что смогу их осуще­ствить.

12. То, что многим кажется удачей и везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что лучше заботиться о здоровом образе жизни, чем прибегать к услугам врачей и лекарствам.

14. Как бы ни старались люди наладить отношения, но если они не подходят друг другу, им это не удастся.

15. То хорошее, что я успеваю сделать, другие обычно оцени­вают по достоинству.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают роди­тели.

17. Думаю, что случай или судьба не играют большой роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависят от моих уси­лий и степени подготовленности.

20. В конфликтах с друзьями и близкими я чаще всего чувст­вую вину за собой.

21. Жизнь большинства людей зависит не от них самих, а от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что сам по себе образ жизни не служит причиной болезни.

24. Именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конечном счете, за плохую работу группы ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложив­шихся отношениях с друзьями и близкими.

27. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти каж­дого.

28. Напрасны усилия родителей повлиять на детей, слишком много других влияний.

29. То, что со мною происходит, — это результат моих собст­венных усилий.

30. Трудно бывает понять, почему многие руководители так поступают.

31. Человек, который в работе не добился успеха, скорее все­го не приложил достаточных усилий.

32. В семье чаще бывает по-моему.

33. Причиной моих неприятностей и неудач чаше были дру­гие, а не я.

34. Ребенка можно уберечь от простуды, если одевать по по­годе и следить за ним.

35. В сложных обстоятельствах предпочитаю отложить реше­ние проблем.

36. Успех мало зависит от везения, чаще он — результат упорной работы.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит, как сложатся обстоятельства.

3 8. Для меня всегда было загадкой, почему я нравлюсь од­ним и не нравлюсь другим.

39. Всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на других или судьбу.

40. К сожалению, достоинства и заслуги человека часто оста­ются незамеченными, несмотря на все его старания.

41. В жизни бывают ситуации, которые невозможно разре­шить безболезненно, даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, если не сумели реализовать свои воз­можности, должны винить только себя.

43. Многие мои успехи стали возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от незна­ния, неумения, лени и мало зависело от везения и невезения.

Бланк для ответов
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: