Задание 1. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 4 (см. приложение к разделу 3). Определите уровень вашего творческого потенциала, а также границы вашей любознательности, уровень развития личностных качеств (веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым), особенности зрительной и слуховой памяти, степень сосредоточенности, способность абстрагироваться.
Задание 2. Проведите в группе дискуссию, желательно к данному обсуждению привлечь опытных педагогов. Вопросы для обсуждения: роль урока в развитии творческих способностей. Влияют ли типы и формы уроков на развитие интеллектуальных способностей детей? Какова готовность педагога к организации творческой деятельности детей? Каждый ли ребенок готов к творчеству? Каковы формы вовлечения детей в творческо-поис- ковую деятельность? Нужна ли оценка творческой деятельности ребенка? Нужно ли управлять творчеством?
Контрольные вопросы
1 Какова роль способностей в жизни человека?
|
|
2 Определите понятие «способности» Опишите их виды
3 Какие способности называют актуальными, какие — потенциальными?
4 Охарактеризуйте уровни способностей
5 Каковы условия формирования способностей?
6 Какова роль задатков и социально-обусловленных качеств человека в формировании способностей?
7 В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
Литература
1 Айзенк Г. Проверьте свои способности М Просвещение, 1972
2 Бодстев а а Психология о личности М,1988
3 Буджек Т. Как создать идею СПб, 1997
4 Дружинин в н Психология общих способностей П,1999
5 Лейтес н с Способности и одараренность в детские годы М,
6 Одаренные дети М, 1991
7 Теплое Б. М. Избранные труды В2-хт М,1985 Т 1
8 Эфенсон В. 77. Загадка гениальности М, 1991
Глава 4
ТЕМПЕРАМЕНТ
1. Понятие темперамента
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в пятом веке до нашей эры, описал четыре типа темперамента, которые получили названия: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью.
Темперамент — характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).
Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека. Для них специфична скорость возникновения, устойчивость и сила протекания психических процессов. Это, например, относится к быстроте восприятия и мышления, устойчивости внимания и чувств, интенсивности эмоций, силе воли. Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Они обнаруживаются также в общении, в приспособляемости к новым условиям жизни и деятельности.
|
|
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.
2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, возникновения и прекращения их).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Нет лучших и худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, что невозможно вследствие врожденной его основы, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Темперамент характеризует динамичность личности, но не раскрывает ее убеждений, взглядов, интересов, способностей. Человек любого типа темперамента может достичь успехов. Например, среди крупнейших писателей А. И. Герцен — сангвиник, И. А. Крылов — флегматик, А. С. Пушкин — холерик, Н. В. Гоголь — меланхолик.
2. История становления типологии темпераментов
С древнейших времен различали четыре типа темперамента: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
В Европе в начале 20-х годов XX века получила широкую известность концепция Э. Кречмера о взаимосвязи между свойствами темперамента и строением тела. Он описал четыре конституционных типа: лептосоматик — человек с высоким ростом и крупным телосложением; пикник имеет средний рост, склонность к полноте; атлетик — высокий или средний рост, пропорциональное телосложение; диспластик — непропорциональное телосложение. С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые называет: шизотимик, истомик, циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Истомик обладает атлетическим телосложением, он спокойный, невпечатлительный человек, с невысокой гибкостью мышления, педантичен. Циклотимик имеет пикническое телосложение, эмоционален, реалистичен во взглядах, легко контактирует с людьми.
В США большую популярность приобрела в 40-х годах XX века теория У. Шелдона, который считал, что структура тела определяет темперамент. Он выделил три типа телосложения, заимствовав термины из эмбриологии:
|
|
• эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы), люди данного типа склонны к полноте;
• мезоморфный (из мезодермы формируется мышечная ткань), для людей этого типа характерно атлетическое телосложение;
• эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань), для людей с таким типом характерно астеническое, то есть хрупкое телосложение, длинные конечности со слабой мускулатурой.
Лиц с определенным типом телосложения У.Шелдон называет висцеротониками (от лат. viscera — внутренности), сомато- никами (от лат. soma — тело), церебротониками (от лат. cerebrum — мозг). Он считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств, а различия между людьми определяются конституцией тела.
И. П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы (схема 31). Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
(^^Неуравн |
Схема 31. Тип нервной системы (И. П. Павлов) |
Сила процессов возбуждения и торможения зависит от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.
Уравновешенность нервных процессов — свойство, показывающее степень соотношения возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения, неуравновешена — при преобладании одного из них.
Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.
Большой вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии принадлежит Б.М. Теплову. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (1985). Темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность. Активность характеризует степень энергичности, быстроты протекания психических процессов. Эмоциональность — их особенности.
|
|
Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В. С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность — ригидность, экстраверсия — интроверсия.
Сензитивность — повышенная чувствительность к воздействиям материального и социального мира. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.
Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия.
Активность проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.
Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько — от цели и задач, которые он ставит перед собой, то есть насколько велик элемент случайности в его деятельности.
Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов — познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.
Пластичность—ригидность. Пластичность — это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности; ригидность — инертность, неспособность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения.
Экстраверсия—интроверсия. Эти свойства выражаются в пре имуществе обращенности личности в мир внешний (экстраверсия) или внутренний — мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.
Рассмотренные свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.
Я. Стреляу в работе «Роль темперамента в психическом развитии» (1982) описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции. Согласно его исследованиям:
• человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) склонен к реакциям страха,
• холерик — к гневу и ярости,
• сангвиник — к положительным эмоциям,
• флегматик — не склонен к бурному выражению эмоций.
3. Характеристика типов темперамента
Сангвинический темперамент. Люди этого темперамента отличаются повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Они живо откликаются на каждое событие, впечатлительны. Эмоции и чувства возникают и сменяются у них быстро. Поэтому плохое настроение им не свойственно, если оно возникает, то без труда вытесняется мажорной гаммой переживаний. Они энергичны, горячо берутся за новое дело, но быстро остывают, могут не довести его до конца. Реактивность и активность у них сбалансированы, поэтому их легко организовать, они без труда сдерживают свои реакции и чувства. Поведение сангвиников пластично. Они легко приспосабливаются к любой новой обстановке и новым требованиям, быстро переключают внимание, без трудностей сходятся с людьми, первыми завязывают дружбу. Легко осваивают и переделывают навыки. У сангвиников высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, в речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости ума. Движения сангвиника быстрые и плавные, речь — громкая, быстрая, отчетливая, интонации разнообразные, сопровождаются мимикой и жестами. Сангвиники — экстраверты. Они общительны, любят компании, их часто называют «душой общества». У них пониженная сензитивность, низкая чувствительность, высокие пороги ощущений.
Холерический темперамент. Людям холерического темперамента свойственны высокая реактивность и активность. Чувства возникают у них так же быстро, как и у сангвиника, но отличаются высокой интенсивностью и устойчивостью. Внешнее выражение чувства отчетливое. Холерики активны, могут трудиться без устали, энергично. Однако реактивность у них преобладает над активностью. Поэтому холерики нервны, необузданны, несдержанны, вспыльчивы, порывисты. Со всей страстностью отдаются делу, преодолевая различные препятствия. Они склонны к аффектам, сменам настроения, резки в общении с людьми. Им свойствен быстрый темп психических реакций. Говорят они быстро, сообразительны, моментально понимают суть вопроса и находят решение, движения резкие, стремительные. Холерики менее пластичны, более ригидны, чем сангвиники. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, более выражено привыкание к определенным условиям. Холерики — экстраверты.
Флегматический темперамент. Человек флегматического темперамента отличается малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из равновесия, заставить проявить свои переживания. У флегматиков чувства возникают медленно, сохраняются длительно, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, невыразительны. По выражению И. П. Павлова, флегматик — «упорный труженик жизни», энергичен, может успешно выполнять работу, требующую большого монотонного напряжения; высокая активность преобладает над слабой реактивностью. Представители этого типа темперамента терпеливы, выдержанны, легко сдерживают порывы, не тратят напрасно силы, доводят дело до конца. Они ригидные, к новой обстановке приспосабливаются с трудом, ценят привычный образ жизни, привычную работу и круг общения, с трудом могут их изменить, внимание с одной деятельности на другую переключают с трудом. Затруднена у них и переделка навыков. Темп реакций замедленный, движения медлительные, речь однообразная, не быстрая. Флегматики — интроверты. На внешние впечатления они реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре внимания.
Меланхолический темперамент. Люди меланхолического темперамента высокочувствительны, потому легкоранимы, обидчивы, иногда слезливы. Для них характерна малая реактивность, медленное возникновение чувств, но в то же время большая их глубина, и это накладывает отпечаток на весь склад их личности. Настроения у них устойчивы, но часто носят астенический характер. У меланхоликов пониженная активность. Они не умеют и не любят работать быстро, без отдыха; легко устают, не любят новой работы, неуверены в себе, трудности их пугают. При этом у них опускаются руки, снижается энергия. Темп психических процессов и движения у них замедленные, речь тихая, не быстрая, мимика слабая, невыразительная. Меланхолики ригидные и интровертированные, замкнутые, необщительные. Они смущаются при знакомстве с новыми людьми, иногда теряются при общении с ними, склонны уходить в себя, обращаться к миру собственных мыслей, образов, чувств. В привычной обстановке они могут быть очень контактными, отличаются тактичностью, считаются с чувствами других людей.
4. Проявление темперамента в деятельности
Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.
Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.
Условия формирования индивидуального стиля деятельности:
1) определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
2) нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
3) создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
4) упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.
Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.
Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.
Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой
лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.
Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».
Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.
Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.
Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному
темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Выводы
1. Темперамент — характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).
2. Темперамент — это врожденное свойство человека.
3. С древнейших времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
4. По учению И. П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он характеризуется различным соотношением трех свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).
5. К свойствами темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность и их соотношение, темп реакции, пластичность — ригидность, экстраверсия — интроверсия.
6. Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 5 (см. приложение к разделу 3). Определите свой тип темперамента, используя тест Айзенка.
Задание 2. Определите: какой тип темперамента описывает А. П. Чехов.
«Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все читает запоем. Только тем и занимается, что любит».
«Раздражителей. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как подчиненный, едва ли мыслим, как начальник—невыносим».
«Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают».
«Вечно серьезен. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, покладист. На службе — счастлив».
Приведите свои примеры, подобрав отрывки из художественных произведений, характеризующие типы темперамента, либо определяющие темперамент самого автора.
Контрольные вопросы
1 Что такое темперамент как природное свойство личности?
2 Что вы знаете об исследованиях темперамента?
3 Что является физиологической основой темперамента?
4 В чем достоинства и недостатки каждого типа темперамента?
5 Какой тип темперамента у вас? Докажите это
6 Сформировался ли у вас индивидуальный стиль деятельности? В чем он выражается?
Литература
1 Белоус в в Темперамент и деятельность Пятигорск, 1990
2 Мерлин в с Очерк теории темперамента М, 1964
3 Русалов в А4 Биологические основы индивидуально-психологических различий М, 1979
4 Стреляу я Роль темперамента в психологическом развитии ребенка М, 1982
5 Теплое б м Избранные труды Т 1 М,1985
Глава 5 ХАРАКТЕР
1. Понятие характера
Характер (от греч. — «черта») — отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как его индивидуальность проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в свойствах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера. Трудолюбие, леность, добросовестность, трусость, честность, скрытность, доброта, эгоизм — все это различные черты характера. Характер — всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, целеустремленно. Бесхарактерный человек — тот, кто не проявляет этих качеств. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому — трусость, можно ожидать вполне определенного поведения от того и другого при столкновении с опасностью.
Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте — к людям, в скромности — к себе, в аккуратности — к вещам. Отношения же связаны со взглядами, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлениях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных — смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе к методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов — все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Например, два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один — горячий, порывистый, страстный, а другой — спокойный, рассудительный.
Кроме типа нервной системы, на формирование и проявления характера влияют и другие биологические факторы, например, сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем существенно сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане.
Таким образом, природные свойства нервной системы и особенности организма оказывают влияние на формирование и проявление характера. Но и характер воздействует на типологические особенности нервной системы. Выдержка и самообладание, например, могут тормозить природную склонность к взрывным реакциям человека с холерическим темпераментом, а инициативность и самостоятельность — маскировать ригидность флегматика. И. П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера, то есть обусловленность его отношениями, сложившимися под влиянием общественно-исторических условий жизни и деятельности людей.
2. Структура характера
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, называемую структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Черта характера — это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях. Черты характера, относящиеся к первой группе, выражают направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Среди черт характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять пар глобальных черт характера: самоуверенность — неуверенность; дружелюбие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность.
Частные черты характера: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм, самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбие — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.
Характер человека всегда многогранен. Его структура обнаруживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, безграничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека. В единстве и многообразии черт характера есть ведущие. Ими определяется цельность характера, его сила. Наблюдательность Ч. Дарвина, критичность ума В. Г. Белинского, страстность в науке И. П. Павлова, патриотизм Ю. Гагарина — это ярко выраженные черты их характеров. Своеобразие их сочетания у одного человека позволяет выделить типы характера.
3. Типология характеров
Рассматриваемые типологии характера основаны на следующих положениях:
1. Характер человека начинает формироваться в раннем детстве и на протяжении всей жизни проявляет себя как более или менее устойчивое качество личности.
2. Сочетание личностных черт, составляющих характер, не является случайным. Оно образует четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с определенной типологией может быть разделена на группы.
Одна из современных классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А. Р. Личко (табл. 9). Она построена на основе наблюдений за подростками и описании их акцентуаций.
Акцентуация характера — это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но граничащие с патологией.
Немецкий ученый К. Леонгард предложил свою классификацию, основанную на оценке стиля общения с людьми (табл. 10).
Таблица 9. Классификация А. Лпчко
|
Таблица 10. Классификация К. Леоигарда
|
Окончание табл. 10
|
Данная классификация относится к взрослым людям и представляет типологию характеров с точки зрения отношения к человеку (но характер проявляется также и в отношении к делу).
Э. Фромм предложил социальную типологию характеров, которая определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как приходится действовать. Характер — это модель поведения, присущая данному человеку, позволяющая человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Фромм выделил следующие типы характера:
1. Мазохист — садист. Причины социальных событий, успехов и неудач прежде всего видят в людях. Данный тип характера свойственен авторитарной личности.
2. Разрушитель. Устраняет, уничтожает объект, вызывающий фрустрацию.
3. Конформист — автомат. Это тип сознательного и бессознательного приспособленца.
4. Черты характера и отношения личности
В отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к:
1) коллективу и отдельным людям;
2) труду и достижению целей;
3) самому себе;
4) вещам и деньгам.
Отношение к коллективу и отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т. д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.
Отношение к труду находит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому.
Отношение к самому себе находит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний. В спорте, например, уровень притязаний выражается «мотивацией достижений». В одних случаях мотивом участия в соревнованиях служит стремление победить, стать чемпионом, установить рекорд (высокий уровень притязаний), в других — избежать поражения (пониженный уровень притязаний). По данным многих исследований, первый, как правило, приносит успех, второй же нередко приводит к неудаче.
Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других.
Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе окружающих людей. Прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, нужен ли он людям, авторитетен ли среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека — недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности.
5. Формирование характера
Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, совместную деятельность, общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. П.Ф. Лесгафт сказал: «Дельным человек становится только на деле». Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в процессе ее происходит становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные. Упражнение в них рождает привычки, пословица гласит «посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу». Человек всегда ответствен за свой характер. Поэтому стремление объяснить неблаговидные поступки тем, что «у меня такой характер, и я ничего не могу с собой поделать», психологически не состояте л ьно.
Раннее детство — наиболее благоприятный период для формирования многих черт характера. Сензитивный период жизни для становления характера — возраст от 2—3 до 9—10 лет. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Он вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения с одноклассниками. В младшем школьном возрасте формируются черты характера, связанные с общением со сверстниками. К подростку предъявляются более высокие требования, чем к младшему школьнику, для выполнения которых необходимо проявление силы воли. В ранней юности окончательно формируются базовые, нравственные, мировоззренческие основы.
Решающее влияние на становление характера оказывают семья и коллектив, воздействие которого на личность иногда сильнее, чем влияние отдельных, даже очень авторитетных лиц. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий его мотив. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, в которых он мог бы проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на
16-6820 жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Формирование характера невозможно без самовоспитания. Стремление к самосовершенствованию имеет социальную направленность. Н. Островский отмечал, что «для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт». Особенно благоприятным периодом для самовоспитания характера являются подростковый и юношеский возрасты, когда формируется самосознание, осуществляется выбор цели жизни, профессии, друзей. В процессе самовоспитания характера человек должен свои действия и поступки постоянно сверять с моральными принципами и нормами.
Формирование характера в процессе профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности предполагает хорошо продуманную систему соответствующих упражнений в поступках, требует постоянной аккуратности в делах, формирование отзывчивости — систематического проявления заботы и внимания к людям не на словах, а на деле.
Выводы
1. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
2. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны между собой и образуют целостную организацию, называемую структурой характера.
3. Черты характера — это те особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях.
4. В отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к действительности: к коллективу и отдельным лицам; к труду, достижению целей; к самому себе; к вещам, деньгам.
5. Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни, проявляет себя как более или менее устойчивый. Сочетание личностных черт, входящих в характер человека, образует различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
6. Для становления характера сензитивным периодом является возраст от 2—3 до 9—10 лет: в дошкольные годы формируется отношение к труду, в младшем школьном возрасте — общение со сверстниками, в подростковом — сила воли, в ранней юности закладываются нравственные, мировоззренческие основы личности.
7. В формировании характера большое значение имеет семья, коллектив, а также самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, имеющему сознательную направленность.