Управление инновационной деятельностью

Одна из основных проблем управления инновационной деятельностью в крупных компаниях заключается в совмещении, с одной стороны, рентабельного производства и улучшения транспортных услуг, а с другой – в активном проведении НИОКР, поддержании научно-технического задела на перспективу, быстрого обновления ассортимента выпускаемых продуктов, услуг и применяемых технологий. Усиление конкурентной борьбы в сфере транспортных услуг, в том числе со стороны зарубежных конкурентов, сделало эту проблему для российских компаний чрезвычайно острой.

Необходимость сочетания услуг производства и интенсивной инновационной деятельности в организациях высветила целый ряд организационно-управленческих проблем, в основе которых лежит различие качественных характеристик стабильных производственных и инновационных процессов и соответственно подходов к управлению ими. Среди этих проблем:

- вопросы сочетания различных форм организации производственно-хозяйственной деятельности в рамках крупной компании;

- применения различных систем управления;

- формирования соответствующих типу хозяйственной стратегии организационных структур;

- межфункционального взаимодействия в ходе инновационного процесса;

- вопросы роли и места фундаментальной науки в компании;

- создания инновационной корпоративной культуры.

Особый подход к инновационной деятельности в сегодняшней крупной компании как ОАО «РЖД» состоит, прежде всего, в централизации проведения фундаментальных исследований и усилении децентрализации разработок и текущего совершенствования продукции, услуг. В этом проявляется один из основных принципов организационного построения современной промышленной и транспортной компании – принцип отделения стратегии от тактики.

Фундаментальные исследования в структуре инновационного процесса в наибольшей степени обладают отмеченными ранее отличительными свойствами инноваций.

Однако не все даже крупные корпорации в состоянии обеспечить должное качество фундаментальных исследований. Об этом говорит стремительно развивающееся целевое сотрудничество промышленности и университетов, осуществляемое при поддержке государства, а также корпораций между собой при проведении фундаментальных исследований. В отличии от университетской науки фундаментальные исследования в промышленности и на транспорте носят более целенаправленный характер и обычно увязываются с долгосрочными перспективами хозяйственной деятельности копаний, практически включаясь в административно-хозяйственный механизм их функционирования.

К основным путям объединения усилий крупных компаний и университетов для усиления НИОКР в транспортной отрасли следует отнести создание:

- университетско-промышленных исследовательских центров. В этих центрах должна преобладать целенаправленное финансирование промышленностью и транспортом конкретных университетских программ, а также создание возможности административного воздействия бизнеса на его деятельность.

- инженерно-исследовательские центры. Опираясь в целом на механизм функционирования университетско-промышленных исследовательских центров, эти центры отличаются тем, что, во-первых, они ориентируются на фундаментальные исследования основ инженерной деятельности, которые должны будут дать возможность понимания структуры и общих закономерностей ее развития. Во-вторых, в рамках центров должно быть достигнуто новое качество в подготовке инженерных кадров. В-третьих, роль государства не ограничивается стимулированием кооперации между крупными транспортными компаниями и университетами.

- у ниверситетско-промышленные кооперативные научно-технические предприятия. Они объединяют свои средства для образования целевых денежных фондов, из которых финансировались бы исполняемые внешними подрядчиками НИОКР. Компании и университеты могут: во-первых, являться рядовыми исполнителями конкретных проектов по программе, не контактируя между собой; во-вторых, они могут вступать в отношения «заказчик-подрядчик» в рамках деятельности исследовательских институтов.

- университетско-исследовательские центры, организуемые по инициативе университетов представляют собой особую организационную форму обособления коммерческой деятельности в университете от традиционной. Группа университетских ученых во главе с потенциальным руководителем центра выступает инициатором его создания. Она определяет круг научных проблем, решение которых предположительно может заинтересовать промышленные и транспортные компании, разрабатывает принципы организации центра и участия в нем сотрудников университета. Эти предложения рассматриваются руководством университета и направляются промышленным и транспортным компаниям. С учетом полученных ответов первоначальные предложения корректируются. Далее разрабатывается программа, которая либо конкретизируется заочно, либо обсуждается на совместной конференции, проводимой университетом организатором с приглашением представителей заинтересованных корпораций.

Управление инновационной деятельностью – это реализация функций менеджмента от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги.

К основным составляющим процесса управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте можно отнести:

- определение целей предстоящей инновационной деятельности и путей достижения этих целей;

- планирование инновационной деятельности, направленной на достижение поставленных целей с учетом имеющихся ресурсов, конкретной ситуации и реализация этих планов;

- координация взаимодействия между участниками деятельности;

- контроль инновационных процессов и их результатов.

При определении целей инновационной деятельности в рамках, как отрасли, так и отдельных предприятий железнодорожного транспорта во внимание принимается необходимость тщательного учета действующих законодательно-правовых, организационно-методологических, а также экономических механизмов государственной политики управления и регулирования инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

При этом используются данные анализа различных сторон деятельности и экономического положения железнодорожного транспорта, объективных закономерностей его развития, эффективности транспортных программ различного уровня и возможных экономических последствий их реализации.

Результаты этих исследований являются базой, как при определении перспективных параметров отраслевого развития, так и при определении путей достижения поставленных целей.

Управление инновационной деятельностью направлено на выявление и учет внешних и внутренних факторов, которые способны оказывать влияние на выработку и реализацию принимаемых решений в инновационной сфере.

К внешним факторам относятся экономическая, социальная и техническая политика, проводимая федеральными, отраслевыми, региональными органами управления; решения, принимаемые в других отраслях экономики страны и непосредственно затрагивающие железнодорожный транспорт включая природоохранные мероприятия.

К внутренним факторам относятся существующие производственно-технические и социально-экономические условия в отрасли в целом и по отдельным структурным подразделениям, возможности их изменения в будущем.

Организационные аспекты управления процессами развития на железнодорожном транспорте заключаются в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития. Реализация данной функции предполагает определение состава необходимых ресурсов и исполнителей, координацию работы исполнителей во времени, обеспечение взаимодействия и кооперации участников инновационной деятельности. Тем самым организационная функция в процессе управления обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Система управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте основывается на общих принципах и методах управления в организованных системах и отражает особенности, присущие железнодорожному транспорту в сравнении с другими транспортными, промышленными отраслями и иными сферами народного хозяйства.

К основным принципам управления на железнодорожном транспорте относятся системность, многомерность и иерархичность, а также плановость управления.

Принцип системности отражает комплексный подход к управлению на транспорте, выражающийся в сочетании отраслевого управления с территориальным с учетом общественных интересов коллективов предприятий железнодорожного транспорта.

Многомерность и иерархичность предполагает распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований демократического централизма и единоначалия в деятельности железнодорожных транспортных структур.

Принцип плановости управления на всех участках работы является непременным условием устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта. Реализация данного принципа напрямую связана с определением ориентиров и направления движения в процессе функционирования и развития транспортной системы.

Главной целью управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте является создание организационно-экономических условий для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники на железнодорожном транспорте.

Для достижения поставленной цели на систему управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте возложено решение следующих задач:

- обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – транспортное производство» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на производство конкурентоспособной транспортной продукции или услуг в экономически целесообразных объемах;

- повышение эффективности использования бюджетных, внебюджетных и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий, а также на создание, внедрение и использование результатов инновационной деятельности на железнодорожном транспорте;

- обеспечение воспроизводства и развития материально-технической базы организаций и подразделений научно-технической сферы железнодорожного транспорта.

В процессе управления инновационной деятельностью используются административные, экономические и социально-психологические методы воздействия.

Административные методы основаны на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей. Основными документами организационного регламентирования на железнодорожном транспорте являются положения о железной дороге, отделении железной дороги, линейном предприятии. Важную роль играют Устав железнодорожного транспорта, правила технической эксплуатации железных дорог, должностные инструкции и другие, отраслевые и корпоративные руководящие материалы и документы.

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования системы стимулов и ограничений материального характера. На железнодорожном транспорте примером применения методов экономического стимулирования инновационной деятельности могут являться денежные вознаграждения, выплачиваемые по результатам рационализаторской и новаторской деятельности.

Социально-психологические методы включают широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. В инновационной сфере методы удовлетворения социальных потребностей людей с учетом их психологических особенностей находят широкое применение при формировании научных коллективов, а также с целью инициирования творческой активности отдельных работников.

Управление инновационными процессами на железнодорожном транспорте осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: