Оценка профессиональных и деловых качеств персонала и исследование их влияния непосредственно на деятельность фирмы очень актуальны, так как меняется сам подход к сотруднику, его интеллектуальному потенциалу - основному двигателю развития экономики любого предприятия, его инновационного потенциала.
Чтобы оценить профессиональные и деловые качества персонала, нужно определить параметры, по которым будет производиться оценка. К их числу можно отнести: деловые качества конкретного работника, его квалификацию.
Оценка профессиональных и деловых качеств позволяет координировать результативность труда работников, оказывать сильное воздействие на мотивацию работников к более эффективной работе. Результаты оценки не только являются необходимым средством для планирования карьеры работника и эффективного использования трудовых ресурсов предприятия, но и дают информацию о необходимости обучения или профессиональной непригодности отдельных работников.
Показатель уровня квалификации персонала или отдельного работника предприятия предлагается рассчитывать по следующей формуле:
|
|
, (4.59)
где: - количество работников с высшим и средне специальным образованием, чел.; - количество работников со стажем не менее 5 лет по данной специальности, чел.; - количество работников, прошедших повышение квалификации в анализируемом периоде, чел.; - общее количество работников, чел.; 0,42; 0,36; 0,22 - коэффициенты значимости, соответственно, квалификации, стажу работы сотрудников и периодичности повышения их квалификации в росте производительности труда. Коэффициенты значимости рассчитаны на основе экспертных оценок руководителей и специалистов предприятий железнодорожного транспорта.
Показатель уровня деловых качеств работников рассчитывается по формуле:
, (4.60)
где: - аспекты работы, по которым оцениваются деловые качества работника, выражаемые в баллах от 1 до 10:
- отношение к делу;
- ответственность за выполнение работы;
- инициативность работника при выполнении задания;
- качество выполняемой работы;
- знание своего дела;
- эффективность работы;
- степень значимости аспекта работы на результативность труда работника, которая определяется экспертным методом.
Значения показателей, характеризующих деловые качества сотрудников службы управления персоналом, приводятся в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Показатели оценки деловых качеств отдельного сотрудника и в целом службы управления персоналом (на примере аппарата Дальневосточной железной дороги)
№ | ФИО, должность или код сотрудника | Аспекты деловых качеств сотрудников, балл | ||||||
Отношение к делу | Ответственность и надежность | Инициативность | Качество работы | Знание своего дела | Эффективность | Деловые качества | ||
У-1 | 0,85 | |||||||
У-2 | 0,88 | |||||||
У-3 | 0,80 | |||||||
У-4 | 0,91 | |||||||
У-5 | 0,71 | |||||||
У-6 | 0,91 | |||||||
У-7 | 0,62 | |||||||
У-8 | 0,72 | |||||||
У-9 | 0,80 | |||||||
У-10 | 0,76 | |||||||
У-11 | 0,76 | |||||||
Среднее значение показателей по службе | 8,2 | 7,6 | 7,2 | 7,8 | 8,5 | 7,2 | 0,79 |
Синтезирующий показатель профессиональных и деловых качеств работников рассчитывается по формуле:
|
|
, (4.61)
где: - показатели, характеризующие соответственно профессиональные знания работника и его деловые качества; - степени значимости вышеуказанных показателей на результативность труда. Коэффициенты имеют следующие значения: =0,52; =0,48.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудники службы под номерами 1,2,4 и 6 являются перспективными работниками, их можно выдвигать в резерв на повышение, а также стимулировать повышением оклада. Работники под номерами 7, 5, 8 должны быть предупреждены о возможном увольнении, если не повысят свои знания и эффективность работы.
Следует отметить, что в целом все сотрудники службы управления персоналом недостаточно инициативны, работают неэффективно и не проявляют должной ответственности за выполняемую работу. Это в первую очередь относится к сотрудникам под номерами 5 и 7 (см. табл. 4.1).
Показатели оценки квалификации , деловых качеств и синтезирующий показатель профессиональных и деловых качеств каждого сотрудника и в целом службы управления персоналом (на примере аппарата Дальневосточной железной дороги) приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2