Глава 5 Сбор и обработка информации для оценки инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта

Сбор и обработка информации

Необходимая информация может быть получена из данных дей­ствующего первичного учета и статистической отчетности. Опыт показал, что те данные, учет которых в настоящее время не ведется, поддаются объективной регистрации и документированию. Расчет отдельных показателей может быть выполнен по данным хронометражных наблюдений и расшифровки диаграммных записей кон­трольно-измерительной аппаратуры.

Получение достоверной информации об инновационном потен­циале предприятия является определяющим при оценке, так как сте­пень объективности оценки прямо пропорциональна степени досто­верности информации. Однако увеличение объема информации ус­ложняет ее сбор, учет, хранение и поиск. При ручных методах сбора и обработки информации расширение ее объема требует больших зат­рат времени и численности работников, занятых этими операциями. В то же время рост объема информации неизбежен, так как от этого зависят качество и достоверность оценки. Все это говорит об акту­альности автоматизации процесса обработки исходной информации.

Для работников предприятий железнодорожного транспорта не­обходимо знать не только достигнутые технический и организаци­онный уровни работ, уровни квалификации и деловых качеств ра­ботников предприятия, сложность природно-экономических усло­вий производства работ, но и причины, обусловившие высокие или низкие результаты производственно-хозяйственной деятельности коллектива. Также следует выделить среди них главные и второсте­пенные, зависящие и независящие от тех или иных работников, служб, органов управления и обслуживания. В связи с этим резуль­татом оценки должны быть предложения, направленные на выявле­ние новых резервов производства и путей повышения производи­тельности труда и экономической эффективности работ на железнодорожном транспорте.

Расчетные показатели оценки инновационного потенциала пред­приятия железнодорожного транспорта приведены в табл. 5.2. Ко­личество показателей может ограничиваться до минимального зна­чения в зависимости от цели и задач оценки, необходимости и сроч­ности ее получения.

Планирование инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта

Основу планирования инновационного потенциала составляет система показателей, которые отражают цели и задачи управления и ожидаемые конечные результаты. Правильный выбор системы показателей определяет целенаправленность и эффективность раз­вития планируемых процессов, объективность оценки ожидаемых результатов инновационной и любой другой деятельности.

Вопросы планирования инновационного потенциала и его сис­тема показателей в условиях рынка еще слабо изучены в трудах оте­чественных специалистов, и нет достаточного опыта российских предприятий. В трудах зарубежных авторов вопросы планирования инновации недостаточно освещены и ограничены разработкой об­щих принципов планирования, прогнозами и перечнем приоритет­ных направлений инновационной деятельности. Сам же механизм планирования, система плановых показателей и организация пла­нирования разработаны недостаточно и не учитывают специфики России в области планирования НИОКР.

Планирование инновационного потенциала неразрывно связано с анализом и оценкой достигнутого уровня в исследуемой отрасли для дальнейшего углубления инновации с целью обновления выпус­каемой продукции, повышения ее технического уровня и качества продукции, снижения издержек производства, в совокупности обус­ловливающих повышение конкурентоспособности.

Планирование инновационного потенциала способствует быстрей­шему внедрению достижений науки и техники, росту научно-техни­ческого потенциала фирмы, усилению связи науки с производством и рынком. Оно включает в себя планирование развития научных иссле­дований, проектно-конструкторских разработок, повышение органи­зационно-технического уровня предприятия, освоение и выпуск но­вых видов продукции. Кроме того, в планы инновации должны включаться мероприятия по повышению качества и конкурентоспособно­сти выпускаемой продукции. При планировании инновации необхо­димо определение текущих и долгосрочных направлений в развитии науки и техники, установление приоритета в проведении исследо­ваний, разработок и обновления производимой продукции. Кроме того, нужно обоснование экономической эффективности такого об­новления и соответствующих ему материальных, финансовых, кад­ровых, организационных и других предпосылок.

Основной целью управления инновационным потенциалом яв­ляется повышение конкурентоспособности продукции, обусловлива­ющей решение главной задачи стратегического выживания предпри­ятия — повышение объемов продаж, рост прибыли и эффективность.

Именно в этом показателе воплощены все основные приоритеты разви­тия предприятия, так как конкурентоспособность зависит от качества про­дукции, себестоимости, рыночной конъюнктуры и других рыночных факторов формирования спроса, продвижения и сбыта продукции.

В этой связи планирование инновационного потенциала направ­лено на реализацию технических факторов, способствующих повы­шению качества продукции и снижению ее себестоимости с учетом мобилизации рыночных факторов для роста спроса, сбыта продукции. Исходя из этого, при планировании инновационного потенци­ала следует опираться на факторы, обусловливающие повышение конкурентоспособности продукции, услуг.

На рис. 5.1 приведена концептуальная модель планирования ин­новационного потенциала на железнодорожном транспорте.

Основу планирования инновационного потенциала составляют определение его целей и задач, нахождение средств достижения этих целей и изыскание ресурсов, требуемых для их реализации.

Зная цели и задачи, предприятию следует определить основные принципы планирования инновационного потенциала:

- приоритетность планирования инновации;

- эффективность планирования;

- научно-техническая обоснованность планов;

- социальная ориентация планов;

- преемственность планирования инноваций;

- соответствие технического и организационного уровней материально-технической базы (МТБ) фирмы требованиям новейших стандартов качества, конкурентоспособности продукции;

- стимулирование инноваций.

К основным принципам планирования инноваций можно отнес­ти следующие.

Рис. 5.1. Схема разработки плана инновации на предприятиях железнодорожного транспорта

Принцип приоритетности планирования. Приоритетность плани­рования инноваций основана на выборе приоритетных направле­ний, которым следует отдать предпочтение, исходя из новизны и первоочередности их осуществления.

При этом в план не должны включаться второстепенные новше­ства, без которых на данный рассматриваемый период можно обой­тись и которые можно перенести на отдаленную перспективу.

Принцип эффективности является решающим, руководящим мо­тивом для оценки и экономического обоснования, рассматриваемых к включению в альтернативные варианты новшеств. Этот принцип основан на сопоставлении затрат на инновационную деятельность и полученных эффектов от их внедрения. В качестве критерия эф­фективности нововведений может служить максимум получения эф­фекта при минимальных затратах на повышение качества продук­ции, конкурентоспособности, снижение ресурсоемкости и т.п.

Принцип научно-технической обоснованности нововведений бази­руется на оценке новизны и прогрессивности планируемых новшеств и их соответствии лучшим прогрессивным (отечественным и миро­вым) стандартам, обусловливающим новизну и конкурентоспособ­ность продукции и услуг.

Принцип социальной ориентации планов обусловливает необхо­димость кроме технических и экономических аспектов нововведе­ний планировать мероприятия, обеспечивающие социальный про­гресс: улучшение условий труда, социальную защищенность и эко­номическую безопасность труда и быта трудящихся.

Принцип преемственности планирования обусловливает сочета­ние и преемственность текущих и стратегических планов инноваци­онной деятельности, а в целом должен отражать общую стратегию фирмы, проводимую в области инновации. При этом показатели текущих и стратегических планов должны обеспечить согласован­ную политику и тактику инновационного менеджмента.

Принцип соответствия организационно-технического уровня пред­приятия требованиям лучших стандартов качества выпускаемой про­дукции, услуг, обеспечивающих конкурентоспособность продукции. Чтобы внедрять достижения науки и техники, осуществлять нововведения, направленные на выпуск новой, конкурентоспособной, наукоемкой продукции, а также осваивать прогрессивные, безотходные технологии, предприятию необходимо иметь современ­ную материально-техническую базу с высоким научно-техническим потенциалом и организационно-техническим уровнем. Только в этом случае можно воплотить в выпускаемой продукции новейшие дос­тижения науки и техники.

Принцип стимулирования осуществления инноваций. Для побуж­дения коллективов (ученых, инженеров, менеджеров) к определен­ной инновационной деятельности ради достижения определенных целей должна действовать эффективная мотивация их труда и науч­ных результатов. Поэтому при планировании мероприятий иннова­ционной деятельности необходимо предусматривать меры, заинтересовывающие исполнителей в разработке и внедрении в хозяйствен­ную деятельность различных новшеств, повышающих качество и конкурентоспособность продукции и обеспечивающих ее соответ­ствие рыночной конъюнктуре.

Система плановых показателей инновационного планирования слабо изучена, и в научной литературе пока нет единой системы по­казателей планирования.

Очевидно, что система плановых показателей должна строиться на основе общей методологии формирования системы показателей планов экономического и социального развития и научно-техничес­кого прогресса, а также целей внедрения инноваций.

Инновационное планирование осуществляется по двум направ­лениям:

- плановые задания по внедрению инноваций, которые должны обеспечить необходимый организационно-технический уровень про­изводства, соответствующий требованиям выпускаемой новой, нау­коемкой, конкурентоспособной продукции;

- планирование отдельных показателей по повышению качества, эффективности, конкурентоспособности продукции, уровня техни­ческой оснащенности производства, а также по подготовке научных, инженерных кадров.

Такое планирование инноваций обусловлено задачей и принци­пом соответствия организационно-технического уровня требованиям выпускаемой продукции (оговоренным в новейших прогрессивных стандартах качества) и достигнутому уровню конкурентоспособно­сти продукции.

Для осуществления планирования инноваций на предприятии не­обходимо создать инициативную группу из числа ведущих специали­стов цехов, служб. В состав этой группы следует ввести представите­ля профсоюзной организации для планирования вопросов социаль­ного прогресса. Возглавляет такую творческую группу главный инженер предприятия. Его заместителем назначается начальник груп­пы или бюро службы новой техники, маркетинга. Такой состав груп­пы подбирается не случайно, а с целью привлечения их для анализа и выявления слабых мест всех цехов, участков, складов, а также оборудования, технологий и видов продукции, требующих совершенство­вания, модернизации, автоматизации или обновления с целью повы­шения производительности, безопасности, облегчения труда, повы­шения качества продукции и снижения затрат на транспорте.

В процессе анализа выявляется достигнутый организационно-тех­нический уровень механизации, автоматизации и роботизации тру­довых производственных процессов, качества и конкурентоспособ­ности продукции, уровень непроизводительных затрат и потерь ра­бочего времени, отходов сырья и материалов, простоев оборудования, тяжести труда, механизации трудоемких и ручных работ, условий труда и техники безопасности на предприятии.

Одновременно должны быть проанализированы рационализатор­ские предложения, изобретения предприятия и родственных фирм; сделан анализ новейших достижений науки и техники; изучен пере­довой опыт родственных предприятий. На этой основе составляется перечень проблем, новшеств для обсуждения и выбора нововведе­ний, внедряемых в первую очередь, так как без осуществления их теряются качество, привлекательность и конкурентоспособность продукции, в результате падает прибыльность фирмы.

Затем производится анализ конъюнктуры рынка. Задачи этого анализа - выявление уровня конкурентоспособности продукции или услуг, определение резерва повышения качества выпускаемой про­дукции, что позволит в перспективе осуществить ряд инновационных мероприятий, призванных обеспечить конкурентное превосход­ство анализируемых компонентов. Здесь целесообразно использо­вать хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике SWOT-анализ (рис. 5.2).

Целью этого анализа является определение сильных и слабых сто­рон фирмы, выявление конкурентных слабостей и преимуществ, прогнозирование ликвидации угроз, повышение конкурентоспособ­ности продукции и конкурентных преимуществ фирмы.

Отобранные и обсужденные приоритетные новшества включают­ся в план инновации, утверждаются руководством предприятия. Для реализации плана должны быть выделены финансовые и материаль­но-технические ресурсы.

В плане («портфель» инноваций) перечисляются мероприятия, новшества, цели, сроки, места внедрения, затраты на внедрение, ожидаемый эффект и прибыльность от каждого нововведения и в целом предприятия.

Методы расчета годового экономического эффекта и прибыль­ности от инноваций приведены в гл. 7.

С целью своевременной качественной разработки и внедрения новшеств на предприятии следует создать систему мотивации и сти­мулирования, обеспечивающую максимальную заинтересованность коллектива и отдельных исполнителей в реализации планов инно­вационной деятельности.

Опираясь на эти методологические рекомендации, создаются не­обходимые предпосылки для планирования инновационной деятель­ности предприятия и организации управления ею.

Синтезирующие, общие и частные показатели количественной оценки природно-экономических условий производства, техничес­кого и организационного уровня, квалификации и деловых качеств работников позволяют выявить новые скрытые резервы, правильно определить важные направления для разработки и внедрения в пла­новом порядке инновационных мероприятий по совершенствованию техники, технологии, организации труда, производства и управления. Результаты исследований сводят в формы отчетности (см. табл. 5.2). На основе инновационных мероприятий рассчитываются плановые показатели инновационного потенциала предприятия в конкретных природно-экономических условиях производства работ.

Оценка состояния инновационной деятельности и инновацион­ного потенциала предприятия железнодорожного транспорта, методика, которой изложена в гл. 4, позволяет произвести качествен­ный анализ и выявить резервы повышения эффективности производства с помощью SWOT-анализа. Аббревиатура SWOT означает: S - strength (сила), W - weakness (слабость), О - opportunity (воз­можность), Т - threat (угроза).

  Внешняя среда
Внутренняя среда Сильные стороны I Сила и возможности II Сила и угрозы
Слабые стороны III Слабость и возможности IV Слабость и угрозы

Рис. 5.2. Матрица SWOT

Технология проведения SWOT-анализа предполагает составле­ние специальной матрицы, вид которой приведен на рис. 5.2.

В матрице SWOT образуется четыре поля. В каждом поле рас­сматриваются парные комбинации и выбираются те из них, кото­рые будут использованы при разработке стратегий.

Поле I содержит стратегии, использующие сильные стороны пред­приятия для реализации возможностей на рынке транспортных услуг.

Поле II - стратегии, использующие сильные стороны предприя­тий для устранения угроз.

Поле III - стратегии, минимизирующие слабости предприятий при использовании их возможностей.

Поле IV - стратегии, минимизирующие слабости предприятий и угрозы, появившиеся во внешней среде.

В качестве примера в табл. 5.1 приводятся наиболее важные фак­торы внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней (угрозы и возможности) среды по методу SWOT-анализа (на примере Дальне­восточной железной дороги).

Таблица 5.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: