План:
- Маркетинг в инновационной сфере.
- Формы инновационного маркетинга.
- Выбор новой продуктовой линии.
Глоссарий:
¢ Маркетинг — деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта товаров и услуг на основе информации о конъюнктуре рынка.
¢ Виды инновационного маркетинга – стратегический, тактический.
¢ Формы инновационного маркетинга – регулярный, санационный.
¢
Маркетинговые исследования являются основой для непосредственного влияния на:
· внешний вид;
· цену продукции;
· параметры производства и сбыта (размер и место продаж, каналы сбыта и вид транспорта, поставщики, посредники и др.);
· условия продвижения товара (реклама, стимулирование сбыта и пр.).
В зависимости от направленности рассматривают три вида маркетинга:
· промышленный (промышленные и ИП),
· потребительский (население);
· международный.
Виды инновационного маркетинга:
- тактический - способ вывода на рынок новых продуктов, которые могут быть новыми для рынка (потребителей) или для конкретной фирмы, которая их осваивает.
- стратегический - использование организацией специфических приемов координированной работы на рынках продуктов, капитала, труда и технологий с целью максимизировать полезность инновационного предприятия, улучшить или оздоровить финансовое положение организации.
Формы инновационного маркетинга:
|
|
- Регулярный инновационный маркетинг служит для поддержания конкурентоспособности организации посредством постоянного формирования и задействования технологического и коммерческого заделов продуктовых и процессных инноваций, которые способны восстановить или повысить прибыльность ИП в случае ухудшения конъюнктуры сбыта ранее выпускавшегося продукта, либо предложения ставших более дорогими покупных ресурсов.
- Для санационного инновационного маркетинга характерно, что на первом месте выступают не продуктовые инновации (что присуще регулярному инновационному маркетингу), а процессные, ведущие к экономии наиболее дорогостоящих покупных ресурсов, а также к снижению постоянных издержек.
Задачи инновационного маркетинга:
Как регулярный, так и санационный маркетинг в сфере инноваций предполагает принятие организацией решений по поводу выбора:
¢ продукта;
¢ соотношения между степенью вертикальной интеграции и контрактации в операциях с осваиваемым продуктом (выбор доли собственных работ в себестоимости продукта по сравнению с удельным весом поставок и услуг контрагентов);
¢ типов сделок, с помощью которых будет организована продуктовая линия (совокупность контрактов на закупку ресурсов и продажу продукта), а также между рыночными и трансфертными сделками и возможностью их проведения на льготных условиях.
|
|
¢ способа финансирования инвестиционного проекта по освоению выпуска и продаж нового продукта.
Выбор новой продуктовой линии:
Выбор нового продукта может осуществляться консервативным или радикальным методом.
¢ Консервативный метод подразумевает подбор продукта по критерию наибольшего его соответствия тем специальным активам, которыми уже располагает ИП.
¢ Радикальный метод заключается в выборе наиболее платежеспособных потребителей с неудовлетворенными потребностями, а не продукта как такового. Процесс выбора осуществляется в следующем порядке:
· проводится морфологический анализ различных сочетаний свойств, которые могут быть у любых потребителей на любых рынках — возраст, пол, социальное положение, место проживания, тип продукции, форма собственности, располагаемые доходы, накопления, кредитоспособность и т. п.;
· среди выделенных сегментов рынка определяются те, у которых совокупная платежеспособность наиболее высокая и имеет тенденцию к росту;
· применительно к этим наиболее перспективным группам потребителей выявляются их специфические неудовлетворенные потребности;
· определяются, какие продукты в состоянии удовлетворять подобные потребности;
· из числа этих продуктов выбирается тот продукт, для освоения которого ИП потребуется сделать наименьшие капиталовложения при наиболее коротком сроке их окупаемости.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение инновационному маркетингу.
- Для каких целей проводятся маркетинговые исследования?
- Назовите подходы к определению маркетинга.
- Назовите отличительные особенности тактического маркетинга.
- Назовите отличительные особенности стратегического маркетинга.
- Назовите формы стратегического инновационного маркетинга.
- Какие цели преследует регулярный инновационный маркетинг?
- Какие цели преследует санационный инновационный маркетинг?
- На решение каких проблем направлен инновационный маркетинг?
- Какими методами осуществляется выбор нового продукта?
- В чем заключается консервативный метод выбора нового продукта?
- В чем заключается радикальный метод выбора нового продукта?
- Какие параметры используются при радикальном методе выбора нового продукта?
Литература:
11. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 327с.
12. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.
13. Завлина П. Н. Инновационный менеджмент. –СПб.: Наука, 1997.
14. Круглов Н. Ю. Инновационный менеджмент. –М.: Ступень, 2001.
15. Шуртухина И.В. Инновационный менеджмент. – Иваново, 2001, -180с.
Лекция 2.2. Планирование Инновационной деятельности
План.
1. Задачи планирования инноваций.
2. Принципы планирования инноваций.
3. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
Глоссарий:
Планирование инноваций - система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их достижения.
Принципы планирования инноваций – общие правила проектирования и эффективного функционирования управляемой подсистемы в инновационном менеджменте.
1. Задачи планирования:
Планирование инноваций выполняет следующие семь частных функций:
- Целевая ориентация всех участников.
- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
- Координация деятельности всех участников инноваций.
- Подготовка управленческих решений.
- Создание объективной базы для эффективного контроля.
- Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
- Мотивация и стимулирование участников.
Формы координационной деятельности:
|
|
В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации:
- Распорядительная форма координации выражается в директивном утверждении плановых документов, обязательных для исполнения всеми участниками инновационных процессов.
- Инициативная форма координации выражается в добровольном и осознанном согласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий и общих плановых ограничений.
- Программная форма координацииосуществляется в форме установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответствии с общей программой работ по инновационному проекту.
- Бюджетная форма координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику.
В процессе планирования осуществляются:
· обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организации в целом и для каждой ее структурной единицы;
· формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции;
· распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями;
· установление календарных сроков проведения работ по проектам;
· расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
2. Принципы планирования инновационной деятельности:
Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:
- единство научно-технических, социальных и экономических задач развития;
- научной обоснованности и оптимальности решений;
- доминирования стратегических аспектов, комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности;
- бюджетной сбалансированности.
3. Прогнозирование в инновационном менеджменте:
|
|
имеет свои особенности:
· Успех любой стратегии зависит от полноты информации об объекте.
· Результат реализации инновационного проекта представляет собой инновацию - оперативную или стратегическую.
· Для инновационных проектов характерна существенная многокритериальность.
· Характерно широкое использование субъективных качественных оценок.
· Сложность выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа.
Прогнозирование может рассматриваться в качестве начального этапа планирования проекта, а планирование (соответственно) как выработка концепции целенаправленного поведения, т.е. завершающего этапа прогнозирования.
Метода прогнозирования:
Метод проверки устойчивости – предусматривает разработку сценариев реализации проектов в наиболее вероятных или наиболее неблагоприятных (опасных) условиях.
Метод корректировки параметров проекта – связан с заменой проектных значений на ожидаемые, в частности, может быть увеличена норма дисконта или внутренняя норма доходности проекта. Здесь делается следующее:
· сроки строительства и выполнения других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;
· учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;
· учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, допускаемые персоналом нарушения технологии, уплачиваемые и получаемые штрафы, а также иные санкции за нарушения договорных обязательств;
· если проектом не предусмотрено страхование участника от определенного вида риска, то в состав его затрат включаются ожидаемые потери от риска.
Критерии анализа инновационного проекта:
· финансовая успешность;
· принципиальная новизна;
· патентная чистота;
· лицензионная защита;
· приоритетность направления инноваций;
· конкурентоспособность внедряемого новшества.
Контрольные вопросы:
- Какие функции выполняет планирование инноваций?
- Назовите основные формы планирования инноваций.
- Каковы основные результаты инновационной деятельности?
- Назовите основные принципы планирования инноваций.
- В чем заключается принцип единства научно-технических, социальных и экономических задач развития?
- В чем заключается принцип научной обоснованности и оптимальности решений?
- В чем заключается принцип доминирования стратегических аспектов в инновационном планировании?
- В чем заключается принцип комплексности?
- В чем заключается принцип непрерывности?
- В чем заключается принцип гибкости и эластичности?
- В чем заключается принцип бюджетной сбалансированности?
- Назовите особенности прогнозирования в инновационном менеджменте.
- Какую деятельность предусматривает метод проверки устойчивости инновационного проекта?
- На чем основан метод корректировки параметров инновационного проекта?
- Назовите критерии анализа инновационных проектов.
Литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 327с.
2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.
3. Завлина П. Н. Инновационный менеджмент. –СПб.: Наука, 1997.
4. Круглов Н. Ю. Инновационный менеджмент. –М.: Ступень, 2001.
5. Шуртухина И.В. Инновационный менеджмент. – Иваново, 2001, -180с.