Главная проблема – чрезмерный монополизм

- Высокая социальная значимость, так как вся деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения (оказание государственных и муниципальных услуг), следовательно не все объекты возможно приватизировать, так как при приватизации учитывается социальная значимость объекта;

- Высокий удельный вес муниципальной и государственной собственности в составе ГХ при наличии других форм собственности, в связи с чем деятельность может быть убыточна, так как МУП и ГУП практически не заинтересованы в получении прибыли;

- Тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей МХ между собой на локальной территории (водоснабжение и канализация, транспорт и дороги), что способствует возникновению конфликтных ситуаций, которые возникают всегда там, где есть взаимозависимость;

- Взаимосвязь производства и потребления услуг (теплоснабжение). Производство и потребление совершаются в месте жительства потребителей, совпадают по времени;

- Особый характер хозяйственной деятельности предприятий МХ (и это должно учитываться при управлении): однородность продукции, трудность образования запасов (зависит от спроса потребителей, от колебания спроса по сезонам, по времени суток),, большая доля вспомогательных материалов (химикаты, моющие средства, хлорирование, топливо) в составе издержек при производстве продукции, убыточность;

- Наличие локальных естественных монополий при обеспечении функционирования инженерно-энергетических систем (водоснабжение, канализация, энергетика);

- Носит местный характер (ЖКХ);

- Очень трудно встраивается в рыночные отношения, плохо адаптируется, что связано с особенностями МХ (комплексный характер, социальная значимость, система финансирования – дотационность, остаточный принцип);

- Если это коммунальные предприятия, то они выпускают однородную продукцию (услуги). Это в принципе упрощает планирование, учет и анализ затрат;

- Плохо встраивается в рыночные отношения.

Сфера деятельности МХ– местный рынок (совокупность потребителей рынка, рынка учреждений и рынка посредников).

Потребительский рынок – ориентирован на население (потребительские товары, продукты, услуги) – основной по емкости и большая часть производится на местном уровне.

Рынок учреждений – с ними осуществляется муниципальный заказ, их включают в муниципальные программы, финансируются из местного бюджета для обеспечения коллективных пользователей (строительство и ремонт дорог, строительство объектов благоустройства).

Рынок посредников – транспортные организации, управляющие компании, предприятия розничной торговли – доведение услуг, продукции до потребителей.

Можно сделать вывод о том, что МХ плохо встраивается в рыночные отношения. Чтобы функционировать в условиях рынка, МХ должно обладать товарным потенциалом (услуга должна стать товаром) насколько это возможно на муниципальном уровне.

Например:

Водоканал (производитель и продавец услуг) ¾ население (потребитель) и организации (учреждения)

Водоканал: Обслуживает всех (независимо от предпочтений), но непосредственный контакт с потребителями затруднен.

Потребитель: Потребляет услуги, получая их в кредит с последующей оплатой. Оплата может поступать несвоевременно или не поступать вообще, что вызывает проблему перманентной задолженности производителю, которая раскидывается на всех. Проблема решается установкой счетчиков, что рождает другие проблемы, дифференциация тарифов (чем выше тариф, тем лучше обслуживание).

Если коммунальные предприятия не выполняют производственную программу за определенный период времени, то это компенсируется за счет населения и организаций (потребители) – увеличение тарифов, снижения качества услуг.

МХ имеет очень сложную инженерную инфраструктуру (сети, насосные станции, распределительные станции), которая нуждается в регулярном обслуживании и имеет высокий износ основных фондов (более 80%) из-за малых капиталовложений в МХ, ремонт и обслуживание, как следствие высокая аварийность, большие потери энергоносителей и соответственно рост тарифов и низкое качество предоставляемых услуг, что в свою очередь ведет к отсутствию инвесторов. Произошло изменение тарифной политики – изменение тарифов на газ и электроэнергию: только раз в год, переход от оплаты по нормативам потребления к оплате за фактическое потребление (установка счетчиков и приборов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: