Методические принципы физического воспитания совпадают с общепедагогическими, физическое воспитание – один из видов педагогического процесса. Существуют следующие методические принципы физического воспитания:
· сознательность и активность,
· наглядность,
· доступность,
· систематичность,
· динамичность.
Принцип сознательности и активности предусматривает устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается следующей мотивацией, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение и стремление достичь высоких спортивных результатов.
Принцип наглядности направлен на освоение движения при выполнении физических упражнений. Главная задача – создать правильное представление о выполнении отдельного элемента физического упражнения. Непосредственная наглядность – показ двигательного задания самим преподавателем. Могут в принципе наглядности при обучении использованы технические средства, пособия и т.д. Выполняющие упражнения могут воспринимать не только глазами, но и другими органами чувств (слуховой, зрительный анализатор).
Под принципом понимают учет возрастных и половых особенностей, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.
Занимающийся в этом процессе – не пассивный субъект, активно действующее лицо. Определение возможностей занимающегося преподаватель получает путем тестирования и систематического учебного контроля. В практике физического воспитания студентов принцип доступности предусматривает определение посильного упражнения для его реализации. При решении овладения физическими упражнениями на практике используют несколько подходов:
· фронтальный,
· групповой,
· индивидуальный.
Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий - во многом преемственность и последовательность в усвоении учебного материала, а также обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Непрерывность учебно-тренировочного процесса обеспечивает совершенствование функциональных систем организма человека. При большом перерыве в тренировочном процессе возникает (редукционная фаза), т.е. навык постепенно утрачивается. Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципами непрерывности. Существенную роль в динамичности нагрузок играет вариативность нагрузок в видоизменении упражнений. Последовательность в усвоении учебно-тренировочных заданий является одной из сторон систематичности. Принцип динамичности выражается в усложнении двигательных задач, в нарастающем объеме и интенсивности нагрузок. Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах:
· Прямолинейная
· Ступенчатая
· Волнообразная