Другие монастыри. Святые столпники

Часа

Рекомендуемая литература:

Ø Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Т.1. – М.: Наука, 1991. – с.12 – 39.

Ø Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – Кн.I. – М., 1994.

Ø Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

Ø Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

Естественным стремлением в церкви православной, церкви восточной является стремление к святости, к подвижнической жизни. Лучшие представители православного монашества стали вдохновителями и образцами для подражания для верующего человека, жителя Древней Руси. В монастырях находили себе приют желающие и ищущие монашества люди, здесь готовились лица способные к занятию высших иерархических должностей, воспитывались ревнители веры и благочестия, которые, будучи свободными от семейных уз, по первому зову церкви готовы были идти на проповедь Слова Божия в неведомые земли и страны, на защиту православия от ересей и расколов, и вообще готовы были жертвовать всем ради спасения ближних. Монастыри были образцом для нравственного воспитания народа.

Поэтому, естественно, как свидетельствует митрополит Илларион, вслед за крещением Руси, у нас «монастыреве на горах сташя, черноризцы явишася». Церковное предание связывает строительство первого монастыря с именем первого русского митрополита Михаила, - это знаменитый Михайловский монастырь в Киеве. Церковные историки называют и другие известные монастыри, основанные в пределах Руси, спутниками митрополита Михаила, а также князьями святым Владимиром, Ярославом Мудрым и др. Последний благочестивый правитель, по свидетельству современников, - любил черноризцев до излиха. Выше упоминалось о создании им в Киеве обителей, - в честь его ангела Георгия Победоносца, и женской, в честь святой Ирины, покровительницы супруги князя. Это и были собственно первые княжеские монастыри.

Помимо всемирно известной Лавры и упоминавшимися уже выше монастырями, в Киеве возникли еще следующие обители:

Дмитриевский монастырь, основан около 1057 года великим князем Изяславом, который в крещении носил имя Димитрий. Желая возвысить свою обитель, князь перевел сюда из Печерского монастыря первого игумена - преподобного Варлаама. Игумен Варлаам был человеком благочестивой жизни, о нем известно, что он предпринял паломническое путешествие в Иерусалим, затем в Константинополь для поклонения святыням и приобретения икон и другой церковной утвари. Умер он на обратном пути, во Владимире Волынском, завещая все приобретенное преподобному Феодосию и погребен в Печерском монастыре. В последствии Дмитриевский монастырь упразднен и приписан к Печерскому.

Выдубицкий монастырь основан великим князем Всеволодом Ярославичем на том месте, где по преданию выдыбал (выплывал) на берег деревянный идол Перуна, когда плыл по Днепру, свергнутый по приказу кн. Владимира.

Кловский или Стефанич монастырь, основанный в местечке Клов. Основателем его был третий киево-печерский игумен Стефан. В 112 году в обители погребен Давид Игоревич князь Владимиро-волынский[19].

Феодоровский монастырь, известный тем, что здесь, незадолго до своей кончины принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович. Игумен монастыря Анания его поруганное киевлянами тело в приличные одежды, совершил панихиду и привез для погребения в монастырь св. Симеона.

Всего в Киеве в рассматриваемый период было 13 монастырей. Из них 10 мужские.

Нередко епископы основывали монастыри в епархиях, по своему почину. Как правило, это были обители при резиденциях владык. Так, например, сообщает Супрасльская летопись о епископе Новгородском Иоакиме, который «уради собе монастырь десятинный». В первую очередь обители возникали в таких крупных городах, как Киев, Новгород и др., как правило на местах бывших прежде языческими капищами, где стояли идолы Перуна и др. кумиров.

После Киева наибольшее количество обителей мы видим в Новгороде и окрестностях. Один из таких монастырей был основан в 1106 году прибывшим в Новгород иноком Антонием. Святой родился в Риме в благочестивой семье, монашеский постриг принял еще в Италии. Согласно преданию подвижник прибыл в Новгород чудесным образом приплыв на камне. События эти происходили при епископстве святителя Никиты. Преподобный Антоний скончался в 1147 году, после сорокалетних трудов. Основанный им монастырь стал называться Антония Римлянина. Как сообщается в предсмертном завещании святого, с целью обеспечения обители всем необходимым, Антоний купил за 100 гривен село Волховское, т.е. земли с обитавшими людьми, и за 70 гривен место на реке Волхове для ловли рыбы. Монастырские доходы употреблялись не только на содержание братии, но и для пропитания сирот, вдовиц, убогих и нищих. Сохранились богослужебные сосуды Антония Римлянина, подтверждающие связь с Италией.

 
 

Собор Юрьевского монастыря в Новгороде

Новгородский Юрьевский монастырь основан в 1119 году князем Ярославом Мудрым. В одной из княжеских грамот настоятель этого монастыря называется уже архимандритом.

Между тем, как в столицах княжеств инициаторами и строителями были князья и архиереи, в некоторых других местах частные лица, подвижники оставляли после себя общины единомышленников, духовные семьи. Таковыми были, например преподобные Сергий и Герман Валаамские. Начало иноческой жизни на Валааме[20], согласно предания, (правда предание это оспаривается многими учеными) относится к глухим временам, когда на Руси еще повсеместно царил мрак язычества. Знаменитый центр монашества, называемы Северным Афоном, в те давние времена был центром славянского язычества. На острове было капище Перуна. Существует предание о том, что апостол Андрей Первозванный, прошедший с проповедью Евангелия славянские земли от Киева до Балтийского побережья, посетил остров Валаам, благословил его каменным крестом и положил здесь первые начатки веры. Иночество возникло тут еще до кн. Ольги и кн. Владимира, приблизительно в конце IX века. Основателем монашеской жизни на острове был священноинок Сергий, долгое время подвизавшийся здесь, ревностно трудясь над просвещением местных язычников карелов. Его преемник святой Герман основал первую монашескую общину. Эти двое подвижников заслуженно считаются основателями северного монашества. Иноческое делание продолжалось и после смерти преподобных Сергия и Германа, и к половине X века Валаамская обитель, под управлением игумена преподобного Авраамия Ростовского приобрела большую известность[21].

 
 

Преподобная Ефросиния Суздальская

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что Сергий и Герман могли быть из числа тех проповедников, через которых святой Владимир хотел распространить веру в глубине Карелии. В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что он принял постриг в Валаамской обители еще во дни кн. Владимира от игумена Феогноста. В одном из позднейших списков Софийской летописи сообщается о том, что в 1163 году. В связи с угрозой шведского вторжения мощи преподобных Сергия и Германа были обретены и перенесены в Новгород.

Большое количество монастырей мы видим в пределах Южной Руси, в таких городах, как Переяславль, Чернигов, Владимир Волынский, Тмутаракань, Муром и Смоленск. Однако, начиная с середины XII века, после того, как князь Андрей Боголюбский в 1155 году переселился в Суздальские пределы, начинает развиваться и процветать иноческая жизнь в новом крае. В городах Владимиро-Суздальского княжества возникают более 20 монастырей.

Около 1158 года основан Боголюбский Рождественский монастырь. Чудесные события, сопровождавшие переезд князя из Киева во Владимир, когда в пути он удостоился явления Богоматери послужили поводом для строительства монастыря. Андрей Боголюбский не жалел ни каких средств для благоукрашения этой обители.

Недалеко от Боголюбова, на реке Нерль кн. Андрей создал другой монастырь с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель основана в память о смерти сына Изяслава (1165г.), когда, предаваясь глубокой скорби, с тем большей ревностью старался князь творить богоугодные дела. На сооружение Покровской церкви употреблялись камни из болгарских каменоломен. Как известно Боголюбский победил волжских болгар в 1164 году.

Летопись говорит, что князь Андрей создал в стране Суздальской «монастыри многи»

Из жития преподобного Никиты Столпника, мы узнаем, что во второй половине XII века в Переяславле Залесском были монастыри. Однако не известно когда и кем основанные.

Житие преподобной Ефросинии Суздальской передает некоторые сведения о основанном в 1207 году монастыре в Суздале. В обители был храм в честь положения Ризы Богоматери во Влахерне. Преподобная Ефросиния была дочерью Черниговского князя Михаила пострадавшего в Орде.

В одно время со святой Ефросинией жил великий угодник Божий, знаменитый святитель Кирилл Туровский. Он родился в Турове на реке Припяти в богатой семье. Однако, отказавшись от наследства и приняв постриг в местном монастыре посвятил свою жизнь монашескому деланию. Не удовлетворившись жизнью в обители, Кирилл вдохновляемый примерами великих восточных подвижников-столпников, первым из русских иноков стал подвизаться на столпе. Этот вид отшельнического делания, распространенный на Востоке, по примеру святого Симеона Столпника, продолжался до XII века. Однако. Учитывая трудности, связанные с нашим суровым климатом, подражателей столпнического подвига на Руси было еще меньше. Кроме святого Кирилла, известен еще преподобный Никита столпник, Переяславский чудотворец. Жизненная история его такова: Во времена князя Юрия Долгорукого, занятого обустройством городов Суздальского края, требовались дополнительные денежные средства. В городе Переяславле сбором податей заведывал тогда некий Никита. Сборщик был беспощаден к другим, не столько ради того, чтобы добыть больше денег для князя, сколько для своей корысти. Никита наживался за счет других, грабил бедных и слабых. Однажды войдя в церковь, во время богослужения сборщик услышал слова из книги пророка Исайи «Измыйтеся и чисти будете». Слова эти запали в душу Никите, потрясли его. Далее чудесное событие произошло в его доме. Когда, желая угостить пришедших гостей, жена Никиты готовила обед, будущий святой увидел в котле кровь и куски человеческой плоти. Поняв смысл происходящего, как призыв к очищению и исправлению, Никита изменяет свою жизнь. Удалившись в один из монастырей, он затворяется на столпе, молится о грехах своих, носит вериги и т.д. Бог принимает покаяние Никиты и удостаивает его дара чудотворения. Сын Черниговского князя Всеволода, будущий мученик князь Михаил, в отрочестве, заболев недугом, отправляется к преподобному. Получив исцеление в момент принятия присланного от столпника посоха, благодарный Михаил поставил крест на том самом месте в 1186 году. В скоре после этого, родственники Никиты, прельстясь блеском вериг, которые, как им показалось, были сделаны из драгоценного металла, убили столпника.

Контрольные вопросы:

22. Монастыри – лучшие училища благочестия (назвать конкретные монастыри и их настоятелей).

23. Прославленные подвижники уединения. Святые столпники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: