Если при подходе к валу лодка не строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню. Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и развернуть лодку против течения.
Другое удобное место для разворота — собственно гребень прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло работает на обратной стороне вала.
|
|
На больших и широких валах можно выполнять и более сложные маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта всех таких маневров — широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда против течения.
БОЧКИ
Прохождение носом. Прохождение лагом и траверс. Сложные бочки и котлы. Выход из бочки на ровном киле. Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем. Глубокие бочки.
При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.
Прохождение носом
Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь. Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.
Для небольших бочек, которые можно "накрыть" носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе.
| |||||
Прохождение лагом и траверс
Оба эти маневра похожи на аналогичные движения в валах, однако они уверенно работают только в очень небольших поверхностных бочках.
При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи. Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться — вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки.
Остановки в небольших бочках — полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них.
При траверсе бочки самое сложное — поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке — удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла.
Сложные бочки и котлы
При входе в косую бочку и в других случаях, когда имеется боковой снос в одну сторону вдоль бочки, сделайте крен в эту сторону и приготовьтесь опереться со стороны набегающего потока. Лучше всего, если вы будете удерживать лодку почти полностью за счет крена; весло пригодится вам для других дел. Если же вы хотите избежать бокового смещения, перед входом в бочку разверните лодку строго навстречу движению воды в бочке и в этом положении пробивайтесь через нее.
При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях.
Выход из бочки на ровном киле
Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом.
Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.
В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча.
Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.
| |||||
Следующий по сложности и эффективности способ выхода — это кормовая "свечка". Как правило, подобные бочки бывают ограничены с обоих сторон более пологими языками, взобраться на которые удается не всегда. В таком случае, попробуйте использовать их, чтобы глубоко утопить лодку в донной струе:
Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе. Наконец, наиболее сложный вариант — это движение "враскачку". Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.
| |||||
Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем
При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только "винтом" и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот. Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.
После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать — это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше. Другой вариант действий гребца — выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.
Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль — это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью — тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки. Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке — одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк. Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух. |