Коммуникации (обмен информацией) необходимы при реализации любой из функций менеджмента. Менеджеры всех уровней большую часть своего рабочего времени (50-90%) тратят на коммуникации.
Коммуникация - передача информации от одного субъекта к другому и понимание ее с помощью общих символов. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и целые организации.
Коммуникации в организации представляют собой сложною многоуровневую систему, охватывающую как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.
Существуют следующие виды коммуникации:
1. Внешние – между организацией и ее средой
2. Внутренние – информационные обмены, осуществляемые между элементами организации:
2.1 Межуровневые (вертикальные) коммуникации бывают двух видов:
2.1.1 Коммуникации по нисходящей
2.1.2 Коммуникации по восходящей
2.2 Горизонтальные коммуникации между различными подразделениями.
2.3 Коммуникации “руководитель- подчиненный”
2.4 Коммуникации между руководителем и рабочей группой
|
|
2.5 Неформальные коммуникации – связаны с распространением слухов. Особенности:
q значительный объем аудитории
q большая скорость передачи информации
q меньшая достоверность передаваемой информации
2.6 Невербальные коммуникации – информация, переданная отправителем без использования слов.
Типы невербальной коммуникации:
q движения (жесты, мимика и др.)
q речь (качество голоса, грамотность, частота речи и др.)
q использование среды (дистанция в общении, дизайн помещения, освещенность, шум)
q время (культура времени)
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Элементы коммуникационного процесса:
1. отправитель - лицо, собирающее информацию, генерирующее идеи и передающее их;
2. сообщение - информация, закодированная с помощью символов;
3. канал –средство передачи информации;
4. получатель - лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует.
Этапы коммуникационного процесса:
1. формулировка (зарождение) идеи
2. кодирование и выбор канала
3. передача
4. декодирование
5. обратная связь
На любом этапе коммуникационного процесса может возникать шум. Шум- все то, что искажает смысл информации (звуковые ошибки в произношении, языковые ошибки, наличие более сильного параллельного сигнала, добавление к посланию «своего» на различных уровнях, искажение в линиях связи и т.д.)
Барьеры, затрудняющие процессы коммуникации:
1. различия в восприятия
2. семантические барьеры
3. невербальные барьеры
4. нерациональная организационная структура
5. информационные перегрузки
|
|
6. искажение сообщений
7. плохая обратная связь
8. неумение слушать
В организациях, где в информационном обмене занято более 2 –х человек, коммуникационные каналы объединяются в коммуникационные сети.
Коммуникационные сети - это соединение определенным образом, участвующих в данном процессе субъектов с помощью информационных потоков. Эффективность коммуникации во многом определяется количеством каналов связи в сети и ее характером.
Основные виды коммуникационных сетей:
1. последовательная
2. веерная
3. круговая
Последовательная сеть Веерная сеть Круговя сеть
Рисунок 13 – Типы коммуникационных сетей
На практике в современных организациях фактическая сеть коммуникаций – круговая, т.к. в ней наряду с формальными (вертикальными и горизонтальными) коммуникациями существует большое число неформальных коммуникаций.
Коммуникационные стиль – способ, с помощью которого человек предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.
В основе разделения коммуникационных стилей лежат две составляющие:
q открытость по отношению к другим
q адекватность обратной связи
В соответствии с этим выделяют пять коммуникационных стилей:
1. «Открытие себя» - характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи.
2. «Реализация себя» - характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью.
3. «Замыкание в себе» - характеризуется низким уровнем открытости и обратной связи.
4. «Защита себя» - характеризуется низким уровнем открытости и высоким уровнем обратной связи.
5. «Торговаться за себя» - характеризуется умеренными открытостью и обратной связью.
Управление по своей природе – информационный процесс, поэтому в современных организациях важным условием их успеха становится информационное обеспечение.
Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Информация, применяемая в управленческой деятельности очень разнообразна и может быть классифицирована по следующим признакам:
- по содержанию: экономическая, правовая, техническая и т.д.;
- по назначению: одноцелевая, многоцелевая;
- по возможности закрепления и хранения: фиксируемая на носителях информация, нефиксируемая;
- по степени готовности для использования: первичная, промежуточная, конечная;
- по степени важности: особо важная, желательная;
- по полноте: частичная, комплексная;
- по характеру: универсальная, фукнциональная;
- по степени надежности: достоверная, вероятностная.
Для современного менеджмента характерно применение управленческой внутрифирменной информационной системы, которая представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она включает три основных элемента:
- технические средства обработки информации (ЭВМ);
- внутренние и внешние каналы передачи информации (каналы связи);
- сама информация, зафиксированная на соответствующих носителях.
Вопросы для самоконтроля.
1. Классификация управленческой информации.
2. Раскройте роль коммуникаций в организации.
3. Охарактеризуйте основные виды коммуникаций.
4. Охарактеризуйте элементы коммуникационного процесса.
5. Назовите основные этапы коммуникационного процесса.
6. Перечислите типы коммуникационных сетей в организации.
7. Что такое коммуникационный стиль?
8. Раскройте необходимость информационного обеспечения менеджмента.
|
|
Литература: [4, с.132-142], [8,с.175-187, 228-234], [9,с.166-189], [11,с.378-390]
Тема 10 ¾ Принятие управленческих решений
Решение – это выбор альтернативы. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятие решения.
Требования к управленческим решениям:
1. строгая целевая направленность;
2. решение должно быть обоснованным;
3. решение должно быть своевременным;
4. решение должно соответствовать полномочиям руководителя, иметь законное обоснование;
5. решение должно быть непротиворечивым, согласованным и по возможности лаконичным.
Отличительные особенности управленческих решений:
1. Цель- человек (субъект управления) принимает решение, исходя не из собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2. Последствия- менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников.
3. Разделение труда при принятии и реализации решений.
4. Профессионализм менеджеров.
Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В основе управленческих решений лежит решение проблем.
В организации принимается большое количество разнообразных решений. Классификацию управленческих решений следует проводить по различным признакам:
1. По содержанию – экономические, политические, социальные, организационные, технические и т.д.
2. По степени влияния на будущее организации: оперативные, тактические, стратегические.
3. По продолжительности периода реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
4. По лицу принимающему решение (ЛПР): индивидуальные, групповые.
5. По степени уникальности: рутинные (нетворческие), уникальные (творческие).
6. По степени неопределенности (полноты информации): решения в условиях определенности, решения в условиях риска (вероятностной определенности), решения в условиях неопределенности.
7. По способу принятия решения: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.
|
|
8. По степени структурированности проблемы: запрограммированные (высокоструктурированные), незапрограммированные (слабоструктурированные).
9. По способу передачи: вербальные, письменные, электронные.
10. По количеству критериев выбора: однокритериальные, многокритериальные.
Решения принимаются людьми или группами людей и их характер во многом зависит от личности менеджера. В соответствии с этим решения бывают: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. Эти виды решений принимаются, в основном, при оперативном управлении персоналом.
Основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема.
Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Рисунок 14 ¾ Этапы процесса принятия управленческих решений
На практике структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
В процессе решения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений применяются различные научные методы их разработки и оптимизации. Использование этих методов направлено на снижение субъективности процесса принятия решений. Основными среди них являются:
1. Экономико-математические методы;
2. Методы моделирования;
3. Экспертные методы;
4. Метод построения прогнозного графа;
5. Матричный метод;
6. Имитационные методы.
Подробнее о методах принятия решений в [9, 12] и в специальном курсе «Разработка управленческих решений».
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте роль решений в менеджменте.
2. Назовите особенности управленческих решений.
3. Классификация управленческих решений.
4. Охарактеризуйте этапы процесса принятия решений.
5. Назовите основные методы принятия решений.
Литература: [4,с.123-132], [6, с.254-301], [7, с.58-68], [9, с.195-214, 236-244], [12,с.264-295]
Тема 11 ¾ Методы управления
Методы управления ¾ это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект (коллектив, процесс) для достижения поставленных организацией целей.
Выделяют следующие методы управления:
- Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- Экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- Социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
1) Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.
Возможны три формы проявления организационно-административных методов: 1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2) согласительные (консультация, разрешение компромисса); 3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путем организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие на коллектив в целом и отдельную личность предполагает подчинение, которое бывает трех типов:
- Вынужденное и внешне навязанное (оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»);
- Пассивное (для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений);
- Осознанное, внутренне обоснованное подчинение.
2) Экономические методы управления становятся центральными, выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда коллектив распоряжается материальными фондами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.
3) Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, использовать приемы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика, ритуалы и т.д.)
Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области управления персоналом.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите основные методы управления в современных организациях
2. Охарактеризуйте организационно-административные методы управления.
3. Раскройте сущность экономических методов управления в современных условиях.
4. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.
Литература: [4, с.289-309], [7, с.68-81], [12,с.60-78]