Дисциплина «исследование операций» имеет особенности, которые особенно полезны для повышения творческой активности будущих специалистов.
Это объясняется тем, что даже в освоенных на практике задачах специалистам приходится изыскивать собственные, нестандартные пути решения, нВ эвристическом уровне.
Трафаретная подстановка данных в готовую матрицу вычислений здесь не всегда возможна. Даже в алгоритмах решения известных задач специалист встречает множество «точек», где он вынужден принимать собственные решения. Одна и та же задача у разных исполнителей может приводить к разным, по полезности, результатам. Притом, с формальной точки зрения, конкурирующие решения являются правильными. Так происходит, например, при разработке сетевых моделей.
Большую роль в подготовке специалистов играет освоение на практическом уровне математических моделей. Это особенно относится к знаниям в области теории вероятности, математической статистики, линейной алгебры, линейного программирования.
|
|
Вопрос повторного изучения и осмысления безукоризненной в своём содержании математики неизменно возникает при рассмотрении задач массового обслуживания, которые являются также и предметом интересов в исследовании операций.
В «исследовании операций» постановка задач занимает даже большее место, чем организация их решений. Ведь формально правильное решение должно быть полезным и для практического использования в реальных условиях.
Вопрос оптимального выбора математических инструментов и организация экспериментальных исследований занимает важное место в процессе освоения методов ИСО.
Если говорить о «транспортных интересах», которыми занимаются специалисты в области ИСО, то круг математических формализаций здесь чрезвычайно широк. Это и теория запасов, и теория массового обслуживания, теория графов, теория расписаний и другие.
Полезность изучения дисциплины ИСО, во многом, определяется не столько формализациями, сколько формированием адекватных и полезных представлений о деятельности специалиста в области транспорта.
Обратим внимание ещё на одну особенность содержания дисциплины ИСО. Здесь необходимо проводить границу между математикой, в её собственном содержании и математической моделью.
Математическая модель необходимо связана с реальными объектами, системами благодаря специалистам которые её понимают и используют.
Математика, в значительной мере, располагается внутри себя, будучи абсолютно абстрактной дисциплиной. Отталкиваясь от реальных проблем «математическое творчество» уходит в свои собственные владения.
Современная математика приобретает всё более сложные формы. «Большие новые теории возникают не только в результате непосредственных запросов естествознания и техники, но также вследствие внутренних потребностей самой математики» (выдержка – из математической энциклопедии).
Математические модели ИСО отличаются своей близостью к практическим инновационным устремлениям будущих специалистов.
ИСО отличается высоким уровнем математизации и положительным отношением к эвристическим устремлениям специалистов транспорта.