Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.
Немаловажное место в определении уровня конкурентоспособности товара занимают вопросы имиджа и престижа так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям, авторитет той страны, где производится товар.
Качество товара – основная составляющая его конкурентоспособности, включающая множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики.
Определяющие показатели качества: назначение продукции; надежность, долговечность, трудоемкость, материалоемкость, наукоемкость.
В последние годы все большее значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.
|
|
Экологические – соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании.
Эргономические – связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация и др.), антропометрические (соответствие формы и конфигурации изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования.
Эстетические – определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.
При определении качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах партнерах, куда предполагается ее поставлять.
Важный критерий определения качества изделия и, соответственно, его конкурентоспособности – обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара.