Ответ
Ни одно из предприятий нельзя назвать полностью, «абсолютно» независимым. Существуют объективные условия, н которых оно работает.
Маркетинговая среда представляет собой совокупность всехсубъектов и сил, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Маркетинговая среда состоит из макросреды и микросреды.
Макросреда предприятия — это внешнее окружение предприятия, которое влияет на само предприятие и его микросреду. Макросреда предприятия представлена демографическими, экономическими, политическими, культурными, природными и научно-техническими факторами.
Микросреда предприятия — это более близкое окружение, которое имеет непосредственное отношение к предприятию и оказывает на него влияние. Микросреда состоит из субъектов, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует. К микросреде предприятия относят конкурентов, потребителей, поставщиков, посредников, контактные аудитории и государственные органы.
Потребители — это предприятия и индивидуальные потребители, покупающие товары для потребления или использования в производственных или иных целях. Выделяют следующие клиентурные рынки:
|
|
*потребительский рынок состоит из отдельных лиц и домохозяйств, покупающих товары для личного пользования;
*рынок производителей состоит из предприятий, приобретающих товары с целью использования их в процессе производства;
*рынок государственных учреждений состоит из государственных организаций;
*рынок промежуточных продавцов состоит из предприятий, приобретающих товар с целью перепродажи.
Выделяют также международный рынок, включающий в себя индивидуальных пользователей и домохозяйства, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения, которые находятся за рубежом.
Конкуренты. Конкуренция — процесс соперничества двух или более субъектов в достижении одной и той же цели. Предприятие сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:
конкуренты-желания — желания, которые потребитель,
возможно, захочет удовлетворить;
товарно-родовые конкуренты — все возможные способы
удовлетворить определенное желание;
товарно-видовые конкуренты — различные товары, способные удовлетворить потребность;
марки-конкуренты — все марки товара, который может
удовлетворить данную потребность.
Поставщики — это предприятия и частные предприниматели, которые обеспечивают предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Поставщики снабжают предприятие сырьем и материалами, энергией, оборудованием и другими ресурсами. Для успешной работы предприятию следует постоянно отслеживать цены, качество ресурсов и условия поставки, предлагаемые поставщиками, чтобы выбрать наилучший вариант.
|
|
Посредники — это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и рекламе товаров. Это рекламные агентства, фирмы, проводящие маркетинговые исследования, складские и транспортные организации, консалтинговые фирмы, кредитные учреждения, торговые посредники и т. д. Заключая договор с посредником, предприятию следует учесть цены, качество и условия предоставления услуг, надежность фирмы и многое другое, чтобы получить преимущество перед ■ пойми конкурентами.
Контактные аудитории — это группы отдельных лиц или организаций, проявляющие интерес к деятельности предприятия или оказывающие влияние на его работу. К контактным аудиториям относятся средства массовой информации, финансовые круги, государственные органы, общественные движения, внутренние контактные аудитории (персонал предприятия), широкая общественность и т. д.
Контактные аудитории подразделяются на искомые, благоприятные и нежелательные.
Искомая контактная аудитория — это группа отдельных.ниц или организаций, чей интерес мы хотели бы привлечь.
Интерес благоприятной аудитории был бы полезен для предприятия.
Привлекать внимание нежелательной аудитории предприятию невыгодно.
Государственные органы — это органы законодательной и исполнительной власти, налоговые службы и т. д.
ВОПРОС 13