Вопросы и задания к седьмой теме

1. Каковы сферы применения, функции и жанры публицистического стиля речи?

2. Назовите специфические черты публицистического стиля речи.

3. Какова основная черта языка газеты?

Выберите из газеты, которую вы чаще читаете, текст публицистического стиля. Выпишите из него примеры: а) общественно-политической лексики и фразеологии; б) отвлеченных существительных; в) слов с эмоционально-оценочной окраской.

4. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

5. Каковы основные функции СМИ?

6. Что такое фигуры речи и какова их функция?

7. Что такое тропы? Какие тропы можно встретить на страницах печати? Какова их функция?

8. Чем различаются штампы и клише? Укажите журналистские штампы в данных предложениях:

1. И хотя Керри заявил о своем участии в выборах еще в декабре 2002 года, огромное множество людей имеет о нем весьма смутное представление. 2. Большинство американцев понятия не имеют, кто такой Джон Керри. 3. На четвертый день Керри выступит с глобальной заключительной речью, в которой расставит все точки над «i».

9. Определите, какие прецедентные тексты используют авторы данных высказываний:

1. Узбекистан, который мы потеряли. 2. На Бога надейся, а в вуз поступай. 3. Звезда по имени Чкалов. 4. Скромное самоограничение буржуазии. 5. Песня города берет. 6. Посторонним вход воспрещен? (заметка в«Московском комсомольце» о вступительных экзаменах в московские вузы).

10. Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих высказываниях участников телепрограмм:

1. Этот молодой футболист мастерски играет обоими ногами. 2. Можно спросить сакраментальный вопрос: давно ли вы виделись с этой женщиной? 3. Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам. 4. Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток. 5. Они делали нам много неприятностей. 6. Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям.

11. Что такое языковая игра? Приведите примеры из средств массовой информации.

12. Перечислите виды устной публичной речи.

13. Риторика – наука или искусство? Ответ аргументируйте.

14. Перечислите важнейшие составные части классической риторики. А что изучает неориторика?

15. Перечислите роды красноречия. Охарактеризуйте каждый из родов.

16. Назовите основные общериторические законы.

17. Что способствует успеху ораторского выступления? Каких погрешностей следует избегать в ораторском выступлении?

18. Перечислите и охарактеризуйте основные качества хорошей речи.

19. В основе поэтических образов могут лежать разные тропы, например: а) сравнение – облако как пушистый котенок; б) метафора – пух облаков; в) эпитет – белоснежные облака; г) олицетворение – облако путешествует.

Приведите собственные примеры названных тропов, создающих поэтический образ луны.

20. Какой троп использован Н.В. Гоголем в данных предложениях?

1. Для пополнения картины не было недостатка в петухе,…который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями… 2. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. 3. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади…

21. Какие средства связи между предложениями наиболее отчетливо выступают в предложенном фрагменте стихотворения А. Блока «В углу дивана»?

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на южном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

22. Что такое антитеза? Какие языковые средства использованы В. Маяковским для ее создания в приведенном примере?

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

в сяческую жизнь!

23. Какая стилистическая фигура объединяет данные предложения?

1. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, степью жемчужною мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит… (М. Лермонтов) 2. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?... (Ф. Тютчев) 3. Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты? (Ф. Тютчев)

24. Проведите анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в отрывке из произведения Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Выстрел!

Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы охнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями.

25. Какие средства художественной выразительности использованы Николаем Рубцовым в следующих поэтических строках?

Плыть, плыть, плыть

Мимо могильных плит,

Мимо церковных рам,

Мимо семейных драм…

Скучные мысли – прочь!

Думать и думать – лень!

Звезды на небе – ночь!

Солнце на небе – день!

Плыть, плыть, плыть

Мимо родной ветлы,

Мимо зовущих нас

Милых сиротских глаз…

26. Формами словесной игры являются анаграмма (слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, составляющих другое слово), тавтограмма (фраза, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы), палиндром (слово или фраза одинаково читаются по буквам слева направо и справа налево).

Какие формы словесной игры иллюстрируют приведенные ниже примеры?

1. Казак, шалаш. 2. «Схема смеха» (стихотворение В. Маяковского) 3. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. 4. А роза упала на лапу Азора (фраза придумана А. Фетом)

27. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» каждый герой имеет несколько комических прозвищ. Кого из героев авторы называют:

1) великий комбинатор, технический директор, главный руководитель работ, владелец крыш, чердаков и слуховых окон;

2) гигант мысли, жертва «Титаника», охотник за табуретками, особа, приближенная к императору;

3) пролетарий умственного труда, работник метлы; 4) цветы улицы, цветы на асфальте?

Какой стилистический прием лежит в основе создания этих прозвищ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: