Модель совокупной стоимости владения позволяет сократить затраты и повысить эффективность вложений в информационные системы в силу самой постановки решаемой с ее помощью задачи — минимизации стоимости владения при заданных параметрах функциональных возможностей информационной системы.
ТСО информационной системы – это полный комплекс затрат, связанных с приобретением, внедрением и использованием системы, и воспринимаемый как единые затраты на информационную систему в процессе ее создания и эксплуатации.
Разные методики предполагают различную классификацию этих затрат:
- первоначальные и эксплуатационные
- прямые и косвенные
- явные и скрытые
- фиксированные и текущие.
Первой использовала термин ТСО компания GartnerGroup, которая в конце 80-х годов стала широко применять его в своих исследованиях и в 1987 году выдвинула концепцию ТСО (первоначально она представляла собой лишь средство расчета стоимости владения компьютером на платформе Intel).
Благодаря фирме Interpose, образованной в 1994 году, методика переросла в принципиально новую модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий. С целью совершенствования самой модели Gartner Consulting (подразделение GartnerGroup) проводила достаточно трудоемкие исследования рынка, и в результате сотрудничества двух компаний предложенная ими методика оценки затрат на информационные системы стала распространенным инструментом подсчета ТСО.
|
|
На протяжении последних лет многими компаниями также велись работы по изучению проблемы определения ИТ-затрат, вследствие чего появились схожие по сути, но разные по названию методики и подходы: истинная стоимость владения (Real Cost of Ownership, RCO), совокупная стоимость владения приложениями (Total Cost of Application Ownership, TCA) и др.
В расчете затрат на ИС определяющую роль играет понятие жизненного цикла информационной системы. Жизненный цикл ИС описывает ее эволюцию в течение времени внедрения, использования и вывода из эксплуатации
Кратко опишем жизненный цикл по модели Rational Software, что необходимо для дальнейшего изложения. Поскольку модель Rational Software описывает лишь разработку ИС, мы дополним ее стадиями эксплуатации и вывода из эксплуатации. Жизненный цикл ИС состоит из нескольких фаз:
• начальная фаза — устанавливается область применения системы, определяются граничные условия, формируется проектная команда и инфраструктура проекта — руководящие органы, устав, стандарты и т.д.;
• фаза уточнения — работы по планированию проекта внедрения новой ИС и разработке технического проекта последней (концептуального проекта), завершается утверждением технического проекта;
|
|
• фаза конструирования — разработка и тестирование новой системы, заканчивается утверждением протокола интегрального тестирования последней;
• фаза развертывания — работы по тиражированию системы, подготовке документации для пользователей и службы сопровождения, обучению конечных пользователей, завершается подписанием протокола о приемке системы в эксплуатацию;
• фаза эксплуатации — работа конечных пользователей в системе и работы персонала службы ИС по сопровождению, и администрированию и регламентным работам в системе, возможна разного рода модернизация системы, завершается принятием решения о выводе системы из эксплуатации;
• фаза вывода из эксплуатации — действия по переносу данных в новую систему, которая заменит существующую. Работы этой фазы обычно являются частью проекта внедрения новой системы.
Принципиальным моментом современного подхода к анализу затрат на ИС является привязка затрат к жизненному циклу информационной системы. При этом подходе затраты на ИС делятся на первоначальные и эксплуатационные.
К первоначальным затратам относятся затраты на начальной фазе, а также в фазах уточнения, конструирования и развертывания системы, к эксплуатационным — затраты в фазе эксплуатации системы. Затраты на информационные системы приводятся к определенному периоду времени — году, кварталу, месяцу. Первоначальные затраты равномерно распределяются по периодам в соответствии с прогнозируемой длительностью жизненного цикла.
Например, первоначальные затраты на некоторую информационную систему составили 360 тыс. долл., длительность фазы эксплуатации — 3 года. Затраты в расчете на год составляют 120 тыс. долл., в расчете на месяц — 10 тыс. долл. Эксплуатационные затраты рассчитываются в среднем для избранного периода — в среднем за год, квартал, месяц.
Таким образом, затраты на информационные системы в организации есть сум ма первоначальных и эксплуатационных затрат, приведенная к некоторому стандартному периоду времени — году, кварталу, месяцу. Первоначальные затраты равномерно распределяются по всему периоду эксплуатации системы, тогда как эксплуатационные затраты берутся в среднем за период.
Эксплуатационные затраты делятся на невидимые и неконтролируемые.