Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения его максимальной рентабельности и прибыли. Этот вид аудита предусматривает:
• проверку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности;
· проработку рекомендаций внешних аудиторов;
• консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия;
• проверку своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов;
· анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами и пр. Его основные задачи - установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению недостатков в деятельности хозяйственных организаций, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Для достижения поставленных задач аудиторские фирмы осуществляют:
· финансовые экспертизы;
· проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;
· контроль за правильным определением доходов, подлежащих налогообложению;
· предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций;
· консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчётности, по проблемам налогообложения.
Этапы аудиторской проверки;
1) подбор и систематизация необходимых материалов и показателей для расчета;
2) выполнение большого количества различных аналитичесских расчетов;
3) обобщение результатов и формирование экспертно-аудиторской оценки.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных, фондов, материальных ценностей, денежных средств и т.д. На основании проверки аудиторы должны в официальном документе изложить свое мнение о финансово-экономической деятельности проверяемого предприятия (организации). Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот' документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
Различают три варианта заключения:
• без замечаний - аудитор подтверждает, достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;
• с замечаниями (оговорками), свидетельствующими об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-ухгалтерской отчетности, но с оговоркой об установлении отдельных упущений, которые изложены в аналитическом разделе заклюцения;
• отрицательное - составляется в тек случаях, когда, по мнению аудитора; бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия (организации).
Заключение не составляется в том случае, если аудитор не имел возможности выразить свое мнение о качестве учёта и отчётности анализируемого предприятия ввиду отсутствия убедительных доказательств.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательной аудиторской проверке подлежат:
· все кредитные организации (включая Банк России);
• страховые организации, биржи;
• внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды;
• все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала;
• предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет взыскание штрафа по решению суда.
Список литературы
1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом.специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб.и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. С.600-623
2. Финансы и кредит: учебник/под ред.проф. М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. С.74-84
3. Финансы: учебник/под ред.д.э.н., проф. С.И.Лушина. д.э.н., проф. В.А.Слепова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ. 2006., 268 с. С.416-440
Овсянников Л.Н. Реформы гос.финансового контроля, - Финансы 7/2010. С.56-