Во-первых, онтологические (греч. ontos – бытие и logos – учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия:
что такое бытие и небытие;
как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека;
каковы причины развития реального мира;
что такое пространство и время как формы бытия;
существуют ли законы развития природы, общества и мышления.
Во-вторых, аксиологические (греч. axios – ценность и logos – учение). В этом аспекте философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей:
истина, добро и красота;
свобода, равенство и братство;
вера, надежда и любовь;
культура и антикультура;
ценности и идеалы.
В-третьих, социальные (лат. societas – общество). Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название «социальной философии». В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества:
|
|
происхождение человеческого общества;
сферы общественной жизни;
типы и виды социальных общностей (народ, этнос, нация, класс, группа);
типы и виды социальных отношений людей, а также общественных организаций и учреждений.
В-четвертых, антропологические (греч. anthropos – человек и logos – учение). Эта философская проблема касается всех основополагающих вопросов бытия человека:
происхождение человека;
его сущность и основные черты;
биологическое и социальное в человеке;
социализация человека (процессы воспитания, образования, обучения, деятельности);
сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»;
способности и потребности человека;
основные типы и виды деятельности человека;
межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья.
В-пятых, гносеология (греч. hnoseo – знаю и logos – учение). В этом философском разделе раскрывается учение о познавательной деятельности человека:
может ли человек познать мир;
этапы познания;
методы научного познания;
что такое истина и ее основные признаки;
что является критерием истины, какова роль практики в познании.
В-шестых, методологические (греч. metod – путь, способ и logos – учение). Это принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях научного знания. К вопросам философской методологии относятся:
основные методы познания, исследования, творчества человека;
эксперимент и моделирование;
анализ и синтез;
методы аналогии и наблюдения и ряд других.
Перечисленная нами проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества.
|
|
По аналогии с философскими проблемами выделим функции философии (лат. functio – исполнение), то есть круг ее деятельности или назначение, роль.
Итак, предмет философии нами определен - это система отношений «мир - человек», а точнее «универсум - человек», потому что понятие «мир» уже используется рядом других наук и является частным. Все, противостоящее человеку, обозначают как Вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Но человек находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трех временах:
Прошлое, настоящее и будущее. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, ее функции?