Проблемы философии как науки

Во-первых, онтологические (греч. ontos – бытие и logos – учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия:

что такое бытие и небытие;

как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека;

каковы причины развития реального мира;

что такое пространство и время как формы бытия;

существуют ли законы развития природы, общества и мышления.

Во-вторых, аксиологические (греч. axios – ценность и logos – учение). В этом аспекте философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей:

истина, добро и красота;

свобода, равенство и братство;

вера, надежда и любовь;

культура и антикультура;

ценности и идеалы.

В-третьих, социальные (лат. societas – общество). Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название «социальной философии». В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества:

происхождение человеческого общества;

сферы общественной жизни;

типы и виды социальных общностей (народ, этнос, нация, класс, группа);

типы и виды социальных отношений людей, а также общественных организаций и учреждений.

В-четвертых, антропологические (греч. anthropos – человек и logos – учение). Эта философская проблема касается всех основополагающих вопросов бытия человека:

происхождение человека;

его сущность и основные черты;

биологическое и социальное в человеке;

социализация человека (процессы воспитания, образования, обучения, деятельности);

сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»;

способности и потребности человека;

основные типы и виды деятельности человека;

межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья.

В-пятых, гносеология (греч. hnoseo – знаю и logos – учение). В этом философском разделе раскрывается учение о познавательной деятельности человека:

может ли человек познать мир;

этапы познания;

методы научного познания;

что такое истина и ее основные признаки;

что является критерием истины, какова роль практики в познании.

В-шестых, методологические (греч. metod – путь, способ и logos – учение). Это принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях научного знания. К вопросам философской методологии относятся:

основные методы познания, исследования, творчества человека;

эксперимент и моделирование;

анализ и синтез;

методы аналогии и наблюдения и ряд других.

Перечисленная нами проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества.

По аналогии с философскими проблемами выделим функции философии (лат. functio – исполнение), то есть круг ее деятельности или назначение, роль.

Итак, предмет философии нами определен - это система отношений «мир - человек», а точнее «универсум - человек», потому что понятие «мир» уже используется рядом других наук и является частным. Все, противостоящее человеку, обозначают как Вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Но человек находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трех временах:

Прошлое, настоящее и будущее. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, ее функции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: