Термины. Артефакт исследования – процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие

Артефакт исследования – процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применения теорий, методов, инструментов, организационных приемов.

Данные – сведения:

- полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и

- представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки.

Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.

Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие:

- для обозначения другого предмета, свойства или отношения;

- для переработки и передачи информации.

Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.

Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Здравый смысл – основанные на повседневном опыте знания и взгляды людей на окружающую среду и самих себя.

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.

Информация по законодательству РФ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т. д.

Мистификация – намеренное введение в заблуждение путем создания иллюзии правдоподобия.

Навык – последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:

- выработанная в процессе обучения и тренировки;

- доведенная до автоматизма;

- оптимальная для некоторого вида деятельности.

В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа.

Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти.

Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.

Опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.

Ошибка в широком смысле – непреднамеренное отклонение от истины или правил. Ошибка в узком смысле – отклонение значения измеряемой или теоретически определяемой величины от ее настоящего значения.

Повседневное знание – знание:

- основанное на здравом смысле и повседневном опыте;

- являющееся ориентировочной основой поведения человека в обыденной жизни.

Повседневное знание в феноменологической социологии – основа научного знания и теоретических абстракций.

Умение – действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль. Умение – способность выполнять некоторое действие по определенным правилам.

Усвоение – процесс приобретения индивидом общественно-исторического опыта, в ходе которого он овладевает:

- социальными значениями предметов и способами действия с ними;

- нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.

Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Энтропия – мера внутренней неупорядоченности информационной системы. Энтропия увеличивается при хаотическом распределении информационных ресурсов и уменьшается при их упорядочении.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит главное отличие знания от умения?

2. Какие виды и типы знания вы знаете?

3. В чем заключается философский смысл понятия «единство знания»?

Литература

1. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 168 с.

2. Манько, Ю. В. Философский образ знания: текст лекций / Ю. В. Манько. – СПб.: ИПЦ СПГУТД. – 1996. – 66 с.

3. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Наука, 1985.

4. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Act, 2004.

5. Степин, В. С. Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции / В. С. Степин // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М.: Наука, 1982.

6. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.

7. Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М.: Наука, 1977.

8. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знание: текст лекций / Е. Ю. Яковлева. – СПб.: ИПЦ СПГУТД. – 2000. – 50 с.

9. Научное и вненаучное знание: сотрудничество или конфронтация? // Матер. Всерос. науч. конф. / под ред. Ю. В. Манько; ИПЦ СПГУТД. – СПб., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: