Воспитание Эмиля

У Руссо была изначальная вера в способно­сти Эмиля учиться самому, основываясь на внутренних побуждени­ях, заложенных природой. Так, когда Эмиль был младенцем, он стре­мился исследовать мир при помощи чувств. Соответственно, Руссе убирал все опасные предметы из дома и разрешал Эмилю исследо­вать дом. Если Эмиль хотел исследовать предмет, Руссо приносил его ему. Никакой взрослой опеки при этом не требовалось (Rousseau, 1762, р. 31, 35).В то же время Руссо не разрешал Эмилю управлять им. Он приносил ему предмет, когда ему действительно нужно было узнать что- то о нем, но никогда не приносил предмет, когда Эмиль испытывал просто капризное желание заставить учителя выполнить его прихоть.

Эмиль также сам учился ходить и разговаривать. Руссо никогда не толкал или не поправлял своего ученика.

Когда Эмиль перешел на вторую стадию детства, у него возник импульс бегать, прыгать, кричать и играть. Руссо никогда не следил за ним, чтобы Эмиль мог следовать внутренним побуждениям природы и развивать свое тело с помощью энергичных упражнений. Руссо не делал так, как поступают многие взрослые и не говорил «иди сюда, прекрати это, не делай этого» (р. 82), так как Эмиль в таком случае стал бы обращаться за советом к своему преподавателю и «его собственный разум стал бы бесполезным» (р. 82).

Руссо описал различные уроки, но всегда такие, которые подходили возрасту Эмиля. Так как дети на этой стадии развивают свои ощущения, Руссо предлагал игры, как, например, поиск дороги в абсолютно темной комнате, и таким образом ребенок мог развивать осязание (р. 98). Так как дети делают все, что заставляет их двигаться свободно, он пользовался импульсом, чтобы помочь Эмилю выучить понятия высоты, длины и расстояния. Он мог указать на дерево и попросить Эмиля выбрать соответствующую лестницу.

Во всех таких уроках Эмиль сам мог оценить свой успех. Эмиль, например, сам мог видеть, правильно ли он выбрал доску, чтобы перекинуть ее через ручей. Он мог сделать свое суждение, потому что урок соответствует его настоящим способностям. Требуется только использовать свои ощущения. В этом уроке нет ничего, что нахо­дится за пределами его понимания, ничего, что вынудило бы его об­ратиться за помощью к учителю (р. 141).

Руссо говорил, что каждая стадия «имеет свое собственное совершенство и зрелость» (р. 122). Мы привыкли думать о «взрослом мужчине», но не менее приятно думать о «взрослом ребенке» и по­смотреть на Эмиля в возрасте 10-12 лет. Для большинства сторонних наблюдателей Эмиль был просто грубым, счастливым мальчиком, но, воспитанный в соответствии с природой, он «достиг совершенства детства» (р. 126).

На третьей стадии, в позднем детстве, зрелые когнитивные способности Эмиля позволили ему обучиться математике и физике, но в этих сферах он рассуждал зрело, только когда ему надо было за­няться какой-то конкретной деятельностью. Соответственно Руссо поощрял его думать о математических задачах, которые естественно возникали в процессе деятельности, такой как сельское хозяйство и плотницкое дело. Руссо только минимально руководил им и никогда не исправлял ошибок Эмиля. Его целью было — не обучать Эмиля правильным ответам, а помочь ему научиться решать собственные проблемы.

Пусть он ничего не знает из того, что вы ему рассказали, но путь он это усвоит сам. Пусть он не учит науку, а усвоит ее сам. Если вы замените своим авторитетом рассудок, он перестанет рассуждать (р. 131).

Только в отрочестве Эмиль начал читать много книг и познакомился с большим социальным миром. К этому времени он приобрел независимый характер и с новыми способностями к теоретическому мышлению мог судить об обществе в соответствии с его подлинным значением (р. 183).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: