Взаимосвязь ключевых компетенций и способностей ресурсов фирмы

Ресурсы Ключевые компетенции Способности фирмы
Финансовые Отношение стоимости долговых обязательств фирмы к рыночной стоимости акций. Операционный денежный поток / свободный денежный поток. Кредитный рейтинг Способность фирмы к привлечению капитала и внутренней капитализации определяет ее инвестиционные способности и эластичность
Физические Рыночная стоимость основных средств. Тип капитального оборудования. Масштаб предприятий. Гибкость основных средств Способность физических ресурсов ограничивать набор производственных возможностей фирмы и влиять на структуру издержек
Технологические Количество и значение патентов. Доход от лицензирования патентов и авторских прав. Численность штата, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей занятости. Количество и размещение исследовательского оборудования Способность интеллектуальных ресурсов создавать инновации
Репутация Узнаваемость бренда, капитал бренда. Процент повторных покупок. Объективные параметры сравнения продуктов. Опросы с целью исследования репутации организации Способность завоевывать репутацию у клиентов благодаря брендам, торговым маркам и устойчивым отношениям с постоянными клиентами
Человеческие Способность создавать социальные навыки сотрудничества, ответственность и лояльность к фирме для получения и сохранения конкурентного преимущества Образование, учебный опыт служащих определяют профессиональные навыки, которыми обладает фирма. Приспособляемость работников влияет на стратегическую гибкость фирмы. Социальные навыки и навыки сотрудничества коллег определяют способность фирмы преобразовать человеческие ресурсы в организационные способности. Ответственность и лояльность сотрудников определяют способность фирмы получить и сохранить конкурентное преимущество

Для стратегического анализа важны способности организации как основа для конкурентного преимущества.

Прибыль, получаемая фирмой от своих ресурсов и способностей, определяется тремя факторами:

1) способностями достигать конкурентного преимущества;

2) поддерживать устойчивое конкурентное преимущество;

3) присваивать результаты конкурентного преимущества.

Для того чтобы получить конкурентное преимущество на основе ресурса или способности, необходимы два условия:

1) уникальность. Если ресурс или способность широкодоступны, они могут стать причиной для конкуренции, но не обеспечат прочной основы для конкурентного преимущества;

2) уместность. Ресурс или способность должны относиться к ключевым факторам успеха на рынке. Они должны обеспечивать конкурентно высокую ценность для покупателей.

Прибыль, полученная благодаря ресурсам и способностям, зависит от того, как долго удается сохранить конкурентное преимущество. Это определяется долговечностью самих ресурсов и способностей, а также тем, смогут ли конкуренты скопировать их.

Относительная важность роли фирм и рынков определяется их эффективностью. Если управленческие расходы будут меньше, чем транзакционные издержки рынков, то сделки будут осуществляться внутри фирм, а не на рынках.

Вначале организации были небольшими по размеру. Недостаток транспортных средств ограничивал рынок каждой фирмы близлежащими районами. Дефицит коммуникаций мешал фирмам работать одновременно в нескольких местах. Появление новых форм транспортных средств и коммуникаций открыло возможности для роста компаний.

Возникновение современных фирм с многочисленными операционными единицами и функциональным головным офисом стало первым из двух важнейших преобразований организационных структур. Вторым преобразованием стало появление фирм с несколькими отделениями, которые со временем пришли на смену централизованным функциональным структурам, характерным для большинства корпораций и холдинговых компаний. Основной характеристикой структуры фирмы, состоящей из нескольких подразделений, было разделение ответственности. За производственную деятельность в подразделениях отвечают менеджеры среднего звена, а стратегические обязанности взял на себя головной офис. Основной принцип построения организационной структуры - стратегия и есть структура.

Фирмы существуют потому, что они являются эффективным средством организации экономической деятельности. Источником эффективности является специализация и разделение труда. Однако специализация сопряжена с определенными издержками. Чем глубже разделение труда между различными специалистами, тем больше затраты на координацию работ. Чем изменчивее внешняя среда, тем больше решений приходится принимать и тем выше затраты на координацию работ. Следовательно, чем устойчивее окружающая среда, тем проще добиться оптимального разделения труда. Для успешной координации существует четыре механизма:

1) цена - ценовые механизмы хорошо работают в ситуациях координации действий с ближайшими соседями;

2) правила и директивы - рациональны для тех видов деятельности, где требуются стандартизованные результаты;

3) взаимное согласование - взаимное урегулирование отношений между людьми;

4) рутина - формирует основу для координации множества видов деятельности, в которых между людьми существует тесная взаимозависимость.

Фирмы можно классифицировать в зависимости от того, полагаются ли они на бюрократию или на менее формализованное социальное взаимодействие. Известны две организационные формы (табл.1.2). [10]

Таблица 1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: