Эволюция стратегического менеджмента

Период 1950 г. 1960 - ранние 1970 гг. Поздние 1970 -середина 1980 гг. Поздние 1990 - 1990 гг. 2000-е гг.
Преобладающая тема Бюджетное планирование и контроль Корпоративное планирование Позиционирование Конкурентное преимущество Стратегическая и организационная инновация
Основные концепции и методы Составление финансового бюджета. Планирование инвестиций. Оценка проекта Прогнозирование на длительные и средние периоды. Методы корпоративного планирования Синергия Анализ отрасли. Сегментирование. Кривые опыта. PIMS-анализ. SBUs (стратегические бизнес-единицы. Портфельное планирование Ресурсы и способности. Стоимость акций. Управление знаниями. Информационные технологии Корпоративные стратегии. Конкуренция за стандарты. Сложность и самоорганизация. Корпоративная социальная ответственность
Организационные следствия Системы составления организационного бюджета и капитальных смет становятся ключевыми механизмами координации и контроля Создание отделов корпоративного планирования и долгосрочное планирование процесса. Слияния и поглощения Мультидивизиональные и мультинациональные структуры. Большая отраслевая и рыночная селективность Реструктуризация и реинжиниринг. Изменение направления. Аутсорсинг. Электронный бизнес Альянсы и сети. Новые модели лидерства. Неформальные структуры. Меньшая зависимость от направления и большая - от тенденций

Цель стратегии - обеспечить выживание и процветание фирмы. Это означает, что возврат на инвестированный капитал должен превышать стоимость капитала.

Существуют два варианта. Во-первых, фирма должна найти отрасль, в которой существуют благоприятные условия для развития, и норма прибыли превышает уровень конкуренции. Во-вторых, фирма получает преимущество над конкурентами в своей же отрасли и получать доход, превышающий среднеотраслевые показатели.

Эти варианты определяют и два основных уровня стратегии предприятия: корпоративной и бизнес-стратегии.

Быстрая адаптация к изменению условий внешней среды достигается через кажущиеся хаотическими процессы разрозненных откликов, в которых суммарная эффективность обеспечивается умеренным уровнем адаптивной напряженности и хорошей координацией. Для успешной координации необходимо применять аналитические подходы к формированию стратегии, особенно на уровне высшего руководства. Главная роль концепцией, теории и схем аналитиков состоит в том, чтобы задавать общее направление дискуссиям, обработке информации и обмену мнениями в организации, а также способствовать коммуникации и достижению консенсуса. В отличие от инноваций они стимулируют творческий потенциал.

С помощью стратегического анализа можно систематически анализировать причины успеха и неудачи бизнеса и использовать эти знания для формирования бизнес-стратегии.

Контрольные вопросы

1. Поясните роль стратегии в успехе фирмы.

2. Раскройте связи между фирмой и окружающей средой.

3. Что такое стратегическое соответствие?

4. Чем отличаются бизнес-модели от бизнес-стратегии?

5. Назовите основные источники высокой доходности фирмы.

6. Поясните связь между уровнем стратегии и организационной структурой.

7. Определите роль стратегического анализа при разработке стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: