Упражнение 1. Обобщение

Цель: исследование понятийного мышления.

Мыслительную операцию обобщение, представляющую собой мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, можно исследовать с помощью метода «исключение лишнего». Для этого составляется группа из пяти слов (всего необходимо придумать не менее 10 групп) таким образом, что четыре из них объединены общим признаком, а пятое таким признаком не обладает. Испытуемому необходимо указать лишнее слово и объяснить свое решение. Общий признак может быть очевидным, и тогда задача облегчается, например, «стол, шкаф, табуретка, тумбочка, мебель» (ответ — лишнее слово «мебель», т. к. оно является обобщающим) или «красный, синий, зеленый, светлый, голубой» (ответ — «светлый» — не является цветом) либо скрытым. В последнем случае задача существенно усложняется. Более сложное обобщение наблюдается, например, в следующих задачах: «Греция, Дания, Германия, Франция, Италия» (ответ — «Дания» — единственная монархическая страна из перечисленных) и «капитан, феномен, огород, работа, стрелок» (ответ — «стрелок» — единственное слово, где имеются две гласных). В зависимости от возраста испытуемых подбираются задачи большей или меньшей сложности. Наилучшим вариантом было бы включение в задание задач разного уровня сложности, причем усложнение задач должно быть последовательным от первой к десятой. Задачи могут включать в себя как житейские понятия, так и научные, из того или иного учебного предмета. Задание может предъявляться в виде напечатанных (написанных от руки) бланков, или на слух, когда слова зачитываются экспериментатором. Пример — приложение 4.

Упражнение 2. Выделение существенных связей

Цель: Исследование понятийного мышления.

Для оценки операции выделение существенных связей часто пользуются задачами с незаконченными числовыми рядами. Последовательность чисел строится с учетом определенных закономерностей, они могут быть более простыми или более сложными. Испытуемому следует понять закономерность и продолжить последовательность. Примеры простых рядов — 3, 5, 7, 11,...; 7, 10, 9, 12, 11,...; пример сложного ряда — 2, 7, 24, 77,... (ответ — 238 — число 3 возводится в 1, 2, 3, 4, 5-ю и т. д. степень и отнимается 1, 2, 3, 4, 5,... соответственно). Трудность заданий варьируется в зависимости от возраста и уровня образования испытуемого. В тест, состоящий из 10 рядов, также можно вносить последовательное усложнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: