Упражнение 3. Характерологический опросник К. Леонгарда

Цель: выявление акцентуаций характера.

Тест включает 88 вопросов, которые организованы в 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует жизненную активность, вторая показывает возбудимую акцентуацию. Третья говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая показывает склонность испытуемого к педантизму, пятая выявляет тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.

Время ответов не ограничивается. Перед проведением опроса дается инструкция: «Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего характера. Отвечая на вопрос, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет — знак «–» (нет). Над вопросами долго не думайте: правильных и неправильных ответов нет».

Текст опросника:

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и т. п?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз?

5. В детстве Вы были такими же сильными, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. часто ли у Вас бывает несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас нервный срыв или истерика хотя бы один раз?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно (т. е. Вы сразу же стараетесь поправить их)?

27. В детстве Вы боялись оставаться одни в доме?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно квалифицированным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, не вызывает ли у это у Вас неприятных ощущений?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу, в которой действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти в институт (на работу) казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если бы Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам показывать что-либо (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбил?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире находилась на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не любите, не цените, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В юности Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко: от состояния радости — к угрюмому и подавленному?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в тетради, если случайно делали помарки?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободным, приняв алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы могли бы войти в роль так, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Обработка данных. При подсчете баллов на каждой шкале опросника для стандартизации результатов значения каждой шкалы умножаются на определенное число. Это указано в ключе методики. Акцентуированные личности не являются патологическими, они характеризуются выделением ярких черт характера.

Ключ:

1. Гипертимные (´ 3)

«+» 1, 11, 23,33, 45, 55, 67, 77.

2. Возбудимые (´ 2)

«+» 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«–» 12, 46, 59.

3. Эмотивные (´ 3)

«+» 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

«–» 5.

4. Педантичные (´ 2)

«+» 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«–» 36.

5. Тревожные (´ 3)

«+» 16, 27, 38, 49, 61, 71, 82.

«–» 5.

6. Циклотимные (´ 3)

«+» 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

7. Демонстративные (´ 2)

«+» 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

«–» 51.

8. Застревающие (´ 3)

«+» 8, 20, 30, 42, 52, 64,74, 86.

9. Дистимные (´ 3)

«+» 9, 21, 43, 75, 87.

«–» 31, 53, 65.

10. Экзальтированные (´ 6)

«+» 10, 32, 54, 76.

Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду

1. Гипертимный. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2. Возбудимый. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

3. Эмотивный. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций и духовной жизни человека.

4. Педантичный. Высокие оценки говорят об инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

5. Тревожный. Основная черта — склонность к стрессам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

6. Циклотимический. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена периодов повышенного и пониженного настроения.

7. Демонстративный. Повышенная склонность к вытеснению, демонстративность поведения.

8. Застревающий. Основная черта — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.

9. Дистимный. Этот тип является противоположным гипертимному, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, моторной заторможенностью.

10. Экзальтированный. Людям этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Общий анализ результатов

Проанализируйте: 1) каким образом полученные данные о темпераменте и характере помогают и мешают в различных видах деятельности, например, при подготовке к экзаменам; 2) с помощью каких приемов можно компенсировать индивидуальные свойства, снижающие эффективность деятельности.


Часть 3. Методические рекомендации

по написанию курсовой работы

Курсовая работа по психологии выполняется как самостоятельное творческое задание, способствующее углублению теоретических знаний в области психологии, развитию самостоятельного психологического мышления, выработке навыков научно-исследовательской работы.

Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из следующих основных разделов:

— введение;

— теоретическая часть;

— эмпирическая часть;

— заключение;

— список литературы.

Во введении студенту необходимо обосновать свой выбор темы, ее значимость. Объем введения не должен превышать 2 страниц. Во введении формулируются основные теоретические положения, которые будут рассмотрены в теоретической части.

Теоретическая часть курсовой работы (не менее 25 страниц) содержит обзор научной литературы по теме. Теоретическая часть может состоять из нескольких глав или параграфов в зависимости от степени конкретизации анализируемого материала. Основная задача теоретической части — показать умение автора работать с научной литературой.

В эмпирической части работы студенты получают навыки проведения самостоятельного экспериментального исследования. Эмпирическая часть содержит в себе гипотезу исследования, выделение предмета и объекта исследования, обоснование выбора методов исследования. Описываются испытуемые. Приводятся полученные в экспериментальной части результаты с их обязательным обсуждением. Объем этой части — не менее 10 страниц.

Заключение содержит основные выводы, к которым пришел автор в результате самостоятельного изучения литературы и проведения экспериментального исследования. Объем заключения должен составлять не менее 2—3 страниц.

Список литературы должен включать не менее 10 наименований учебной литературы, монографий и статей, расположенных в алфавитном порядке.

Обязательными выходными данными являются:

— фамилия и инициалы автора;

— наименование книги или статьи, журнала (сборника);

— место издания, издательство, выпуск, номер (для журналов), страницы (для статей), год издания, общее число страниц (для книг).

Этапы написания курсовой работы

1. Изучение литературы по теме. Следует знать, что ни в одном из научных источников нельзя найти исчерпывающего материала по теме. Овладение научной литературой всегда носит творческий характер.

Во время чтения источников необходимо вести конспект, делать выписки, пометки для себя, пользуясь следующими правилами:

— отбирать для записывания главные положения: о чем идет речь, что об этом говорится, чем это доказывается;

— передавать мысли автора по возможности своими словами, а в качестве подтверждения выписывать цитаты (которые даются в кавычках с указанием источника и страницы).

Написание работы. Содержание курсовой работы должно полностью соответствовать теме и плану. Каждый вопрос плана должен быть освещен методологически правильно и с достаточной полнотой. Не нужно загромождать работу излишним материалом, цитаты следует приводить в ограниченном количестве с обязательными точными ссылками на источники;

— построение работы, то есть связь и расположение отдельных частей, должно быть четким. Введение и заключение должны быть логически связаны с основной частью работы. Характерной ошибкой является переписывание частей из литературных источников без соответственного анализа и обобщения, что может привести к повторам и логическим несоответствиям.

Требования к оформлению курсовой работы

1. На титульном листе указывается сверху: Международный университет природы, общества и человека «Дубна». Ниже: Кафедра психологии. Затем указываются тема работы, сведения об авторе (группа, фамилия, инициалы), сведения о преподавателе (ученое звание, ученая степень, фамилия, инициалы), год написания курсовой работы;

2. Оглавление помещается на следующей странице (с нее начинается отсчет);

3. Курсовая работа может быть как отпечатана, так и написана чернилами или пастой, четким почерком, без помарок и зачеркиваний;

4. Текст следует писать на одной стороне листа бумаги (не в тетради), оставляя поля для заметок и указаний рецензента.

При защите курсовой работы проводится беседа преподавателя и студента по ее основным положениям.


Приложения

1. Пример матрицы для оценки объема внимания


2. Таблица Бурдона

Ч Ф Ц Ы Й В У С А К Ч М П Е Н Р И М А Н Р Т О Г Р Т Ь О Ш Л Б Д Щ Ь О Г Н Р Щ Д Ю Ж З Х А С А М П М В Ч Ы Ф Я М И Р Т О Ь Л Б Л О Т Н Г Р О Ш Л Щ Д З Ж Х Э Ь Т Б Ю Д Л Ь Б О Н Р О Т Г Е А М П К В Е П М И Р Т Н П А И Ь О Л Ш Б Д Щ О Ю Ж Э Х Ъ Я Ч В Ы А П Р И Е К А М И Т Н Г О Ш Л Ь Б Щ Д Ю Й Ы В С У А К М А В Ч Ы К П Р Н О Г Т Ь Б Л Ъ П Е И Р Н Т О Г Т Р Н П И М А Т Ь Л Г Г Н П А К Е Ж Б Ь О Г Ш Р О П К А М И П Е Р Ь Л А П Р Н О Г Р Т Ь Л Ш Е И У А К П М Т Ь Б Ю Ж Щ З Х О Т И Р Ь Л Ш Г Н Р П И М А К П Н Р И Т О Г Р У Е П Р Н П М И С Ч Я В У К Т Ь О Г Ш П Л З Ж Э Х Ю Д Л Ь Б Ш Ь К А П Е Н Р Г О Ь Л Ш Н И Т Ь Б Л Д З Ж Ю Б Л Ь И М С Ч С М А К В Ы Ф Ч С А М П И Р Н Т О Г Т Р Н Г О Ь Л Ш О Т И П Т Б Ю Ж З Х Ж Э Р О Т П Г Ш Л Ъ Ц Ы Ф Я Й Ч В С К А М Е П К В Ц Й Ч С М И Т Р Н П И П Е Н Р О О Т Т И М С П П Р О Г Ш Л Д Щ З Ж Х Э Ж Ю Б Л Б Д Щ Л Ь О Г Т Р Н И П Е М И Р Т О Г Т Р А М П И Р Т П Е Н Г Ш Щ Л Д Б Ю З Ш О Л Ь Т Р Г Н П И Р Т М С Ч А В С Ч Ы У А М П И Р Н Т О Г Ь Л И Т М С Ч В А К У Ц Й Ф Ы П А М И Т О Ь Ю Я Ф Х Э Д Л О Г Ш Щ З Ж Ю Д Б Л Р В С М И Т И М П Е Н Р Г О Ш Л Ь О Т Р Ц Ы Ч В У Ц Й Ф Я Ч С Ы Ц У С М А К В Ы Ч С Т Ь Б Ю Д Щ З Х Х Ж Д Ю Б О Ь Л Ш О Т Р Н И Т О Г Е П М А К О Л О Т И Б Ь Т И М С А П М И Р Н Е Д Л О Р П А В Ы Т И Ь Б Л Ш Г О Т Р Н И П М А Ж Ю Д Ш Л Б Б О Р Е Е Ш Щ З З Ь Р У К Ц О Р Т И П Е К У Ц Й В А С М П А К Е Н Л Ь Б Д З Щ Ш Г Н Х Ж Ю Б Д Л Т Ь О Р И П М А В С К Н Г Ш Щ Л Ь Д Ж Ф Ч Ы В С М Ъ Ч С А М П К Е И Р Н Т Р П М С С А Е П И Р Т О Г Ь Т Б Ю Д Л Ь О Р И Т Х Ж Д Б Щ Ш Л О Р А К С В Ч Ы С М П И Р Н Ы М С М И М И Р Е А С С С С Ч Ы Б Ь Т Ь Ь Б Л Д О Н Е К У К Е Н Г Л Л Ш Р Н О Е К А В У С Ц Ч Я Й Ы П И Т Р Т О Г О Л Б Ю Д Ж З Ъ Г Р М А К Ы П А В Ы Ф Й Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Э Ж Д Л О Р П А В Ы Ф Я Ч С М И Т Ь Е П И Р Н Г О Т И М А К У В У А К Ы О А О П Ы Я Ч М Л Д ША Ы Ч М


3. Таблица Шульте

             
             
             
             
             
             
             

4. Пример упражнения «Обобщение» к теме 2.5

Инструкция: Из пяти слов четыре объединены общим родовым понятием. Необходимо найти слово, которое не относится к данному родовому понятию и выписать его.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький;

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.


5. Пример упражнения «Абстрагирование» к теме 2.5

Инструкция: Из слов в скобках выделите два понятия, без которых не может существовать указанное перед скобками.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Делание (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета («АиФ», приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдат).

12. Книга (рисунки, детектив, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).


6. Пример упражнения «Гибкость мышления»

к теме 2.5

У вас есть три сосуда разного объема, которые не имеют делений. С их помощью необходимо отмерить требуемое количество жидкости:

Сосуды Требуется

0. - 29 3 20

1. 14 59 10 25

2. 14 163 25 99

3. 28 43 10 5

4. 31 61 4 22

5. 18 59 7 27

6. 23 49 3 20

7. 15 39 3 18

8. 28 76 3 25

9. 28 48 4 12

10. 14 36 8 6


7. Пример таблицы самоонализа эмоций

(упражнение 1 к теме 3.1)

Событие Эмоция Физиологический компонент Компонент выразительных движений Когнитивный компонент Компонент переживания Поведенческий компонент
1. Утренний звонок будильника Злость Реакция пробуждения, учащение пульса и дыхания, повышение тонуса скелетной мускулатуры Сжимание челюстей, губы сжаты, брови сдвинуты, глаза сужены; сжимание кулаков и постукивание ими по кровати; громкие нечленораздельные восклицания «Какой я несчастный, как я хочу спать, как я ненавижу работу (учебу), какой негодяй начальник (учитель), убить готов, какие гады друзья, что не давали мне лечь пораньше, пошло все к черту!» Эмоциональное напряжение, раздражение, ощущение несправедливости, желание причинить другим людям боль или обиду, ощущение мышечного напряжения и потребности получить мышечную разрядку Спрятал будильник под подушку, чтоб не звенел, продолжил спать — целенаправленное действие по преодолению отрицательной эмоции
2.            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: