Законспектируйте следующие статьи из хрестоматии: Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. – М., 1991.-223 с.:
· Айнсворз М. Обратим ли эффект депривации?, с. 161-165.
· Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей, с. 166-167.
· Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма, с. 186-193.
· Лангмейер Й., Матейчик З. Типы депривационной личности ребенка в учреждении, с. 205-213.
Рекомендованная литература
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999,
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С. Мухина. – М., 1991.-223 с.
Тензионные состояния // Психические состояния /Сост.-ред. Л.В. Куликов. – СПб, 2000. – с.364-481.- (Серия «Хрестоматия по психологии»).
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
Целуйко Р.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.
Лиханов А.А. Дети без родителей. – М., 1987.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). – М., 1990.
Практикум № 11. Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста.
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста.
2. Роль социальных факторов в формировании личности дошкольника.
3. Условия и динамика развития речи и мышления в дошкольном возрасте.
4. Влияние игр и учения на психическое развитие дошкольника.
5. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к школе.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите и проанализируйте литературу по теме, актуализируйте знания о психическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Законспектируйте статью В.С. Мухиной Игрушка как средство психического развития ребенка // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999, с. 211-218.
3. Выберите правильный ответ.
· Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:
а) учебной деятельности;
б) продуктивных видах деятельности;
в) сюжетно-ролевой игре;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
· К концу дошкольного возраста формируется:
· а) наглядно-образное мышление;
б) образно-схематическое мышление;
в) элементы логического мышления с опорой на понятие;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
· К концу дошкольного возраста общение представляет собой:
а) непосредственно-эмоциональное;
б) ситуативно-деловое;
в) внеситуативно-личностное;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
4. Работая в микрогруппах, раскройте социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности, новообразования, особенности психических процессов в дошкольном возрасте.
|
|
Основная литература
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999,
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
Книгафонд.ру:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – Издательство: ВЛАДОС, 2005 г.
Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Издательство: ВЛАДОС, 2008 г.
Дополнительная литература:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М: Академический проект, 2001.
Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002, гл. 5-9.
Люблинская. А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2006, гл.5.