Стандартизация в области информационных технологий

Определим понятие «стандартизация» применительно к автоматизированным информационным технологиям.

Стандартизация — принятие соглашения по спецификации, производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники; установление и применение стандартов, норм, правил и т.п.

Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение

степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.

Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий.

К примеру, для регламентации взаимодействия между различными программами предназначены стандарты межпрограммного интерфейса (один из них – стандарт технологии OLE (Object Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга.

Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс, например в стандарте GUI (Graphical User Interface).

Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.

Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:

􀂃 символьный (подкласс - командный);

􀂃 графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);

􀂃 речевой (SILK);

􀂃 биометрический (мимический);

􀂃 семантический (общественный).

Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.

Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:

􀂃 стандарт ISO 9241-12-1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;

􀂃 стандарт ISO 9241-14-1997 - меню;

􀂃 стандарт ISO 9241-16-1998 - прямые манипуляции;

􀂃 стандарт ISO/IES 10741-1995 - курсор;

􀂃 стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.

Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:

􀂃 стандарт ISO 9241-10-1996 - руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;

􀂃 стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;

􀂃 стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;

􀂃 стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 - практичность, понятность, обучаемость,

простота использования.

Вопросы стандартизации информационных технологий являются составной частью отдельной учебной дисциплины «Разработка и стандартизация программных средств и технологий» для специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)». В развернутом виде вопросы стандартизации в области информационных технологий представлены в публикациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: