ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Есимкулов Бакыт Нусупбекович - доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук
Время консультаций – по средам в 15.00. в 209 к. учебного корпуса №1 (ул. Жансугурова, 187-А), 2 Этаж
Адрес электронной почты: Esimkulov@mail.ru, сот.: 87017594709, дом.тел: 32-11-04, внутр. ЖГУ 22-21-23, 22-05-89,22-17-79 (дополнительный 156)
Пререквизиты дисциплины: школьные курсы: «Русский язык», «Казахский язык», «Риторика», «Всемирная история», «Общая биология», вузовские курсы: «Практический курс русского языка», «Латинский язык», «Психология», «Политология», «Человек и общество».
Постреквизиты дисциплины: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика» «Типологическое языкознание», «Методика преподавания русского языка», «История русского литературного языка», «Историческая грамматика», «Общее языкознание», «Риторика».
Краткое описание дисциплины: На курс «Введение в языкознание» выделяется 2 кредита, которые распределяются на 1 семестр следующим образом: 2 аудиторных часа в неделю + СРСП +СРС. Семестр заканчивается экзаменом.
|
|
Цель и задачи курса «Введение в языкознание» определяются с учётом его места в системе лингвистической подготовки. С него начинается цикл лингвистических дисциплин. В связи с этим основной целью курса является вооружение студентов основами теории языка, фундаментальными знаниями о языках мира в их системном устройстве, в их развитии, в их соотношении с обществом, с мышлением, с историей и культурой. Данный курс является составной частью МБ-4 в цикле БД.
Цель учебного курса достигается решением ряда задач. Одна их часть ставится в процессе преподавания курса:
- ознакомить студентов с дисциплинарной структурой вводного учебного курса как отражением структуры науки о языке и её основными разделами;
- подготовить студентов к изучению других предметов лингвистического цикла;
- вооружить студентов основными понятиями и терминами языкознания, с его основными проблемами;
- приобщить студентов к пониманию языка как объекта научного знания и как неотъемлемого свойства человека, материализующего в материальной (звуковой/графической) форме его социальные, психологические, ментальные, логические, эмоциональные проявления;
- сформировать общую теоретическую базу профессионального лингвистического знания, познакомить студентов с историей и закономерностями развития языков, с их функционированием, с межъязыковыми контактами, с взаимодействием языков и социума, этноса, индивидуума, с мышлением, с историей и культурой;
- познакомить студентов с основными тенденциями и направлениями развития мирового и отечественного языкознания на современном этапе.
|
|
Другая часть учебных задач решается при определении содержания учебного курса:
- описать язык как некий отвлеченный универсальный конструкт, презентирующий общие свойства языков мира, имеющие экзогенную и эндогенную природу;
- охарактеризовать расхождение языков и отражающие их классификации, представить научные методы, при помощи которых они выявляются;
- представить язык как знаковую систему, а также как уровневую систему, формируемую языковыми единицами и их классами, категориями;
- объяснить механизмы развития и функционирования языка.
По окончании курса обучения студент должен знать:
- о структуре самой дисциплины, которая включает базовые теоретические сведения о языке, о его истории, о закономерностях развития, о методах его изучения и которая отражает основные разделы лингвистической науки;
- о связях языкознания с другими науками и о его месте в системе наук;
- о языке как знаковой системе и как системе языковых уровней со своими специфическими единицами, моделями и структурой в виде сети языковых отношений;
- о динамической стороне языка как об историческом развитии и как о синхронном функционировании речевой деятельности;
- о процессах реального функционирования языков и о языковой ситуации и языковой политике в Республике Казахстан и в других государствах;
- об основных научных направлениях и школах, которые составляют научную основу учебного курса, и о представляющих их ученых.
Студент должен уметь:
- делать языковой анализ различных языковых единиц, отражающий все аспекты их учебного описания;
- характеризовать языки и определять их место в разных классификациях;
- разграничивать системный и функциональный планы языков;
- объяснять лингвистические термины в объеме учебного курса и грамотно использовать их;
- самостоятельно осваивать отведенные для соответствующей работы темы курса и выполнять данные в ее рамках задания;
- дополнять и составлять библиографию по темам учебного курса и анализировать лингвистическую литературу;
- систематизировать полученные знания и реализовывать их прикладные возможности;
- давать лингвистическую интерпретацию живых процессов, происходящих в языках новейшего периода;
- оценивать языковую ситуацию, опираясь на законы и государственные программы по развитию языков.
Формируемые компетенции:
- Владеть знаниями в области педагогического целеполагания,
- Быть способным к позитивномсу мышлению,
- Владеть заниями, умениями, навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, быть способным к педагогической рефлексии,
- Стремиться к постоянному совершенствованию исследовательской культуры,
- Владеть казахским, русским, иностранным языками, умениями и навыками конструктивного диалога, общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе,
- Владеть знаниями в области педагогического менеджмента, умениями и навыками осуществлять педагогический мониторинг,
- Владеть заниями в области педагогической инноватики,
- Стремиться к адекватной самооценке и самоконтролю,
- Владеть системой предметных, психолого-педагогических и методических занний, владеть заниями в области психологии творчества, реализовывать авторские новаторские идеи,
- владеть знаниями нормативных и правовых документов в области образования,
- обладать организаторскими способностями, проявлять высокую исполнительскую дисциплину.