1. Переход предков человека к жизни в обществе, основанном на совместной трудовой деятельности, опосредствованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерминирует зарождение и формирование сознания человека как высшей формы психической ориентировки на основе формирующегося образа мира.
2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивается от общественных форм к формам индивидуальным и представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятельности; б) самих себя в совместной деятельности; в) формирующихся в ходе деятельности представлений и знаний об окружающем мире.
3. Рефлексия становится возможной благодаря отделению языковой (знаково-символической) формы выполнения действий от первоначальной совместной внешне предметной формы выполнения познавательных действий.
• Сначала возникают общественные формы сознания как совместные действия и деятельности во внешнем речевом (знаково-символическом) плане общения.
• Позднее возникают индивидуальные формы сознания как опосредствованные речью (языком) действия и деятельности во внутреннем индивидуальном умственном плане (процесс интериоризации).
|
|
4. Формирование и развитие функций сознания обеспечивается путем преобразования совместных, предметно направленных форм внешних действий в формы умственные, «идеальные» (см.: Выготский Л. С. Психологический механизм интериоризации).
• Исходные представления о предполагаемых результатах совместной деятельности начинают соотноситься с условиями и результатами, получаемыми в ходе деятельности.
• Такое соотнесение осуществляется актами означивания - посредством жестов и речи.
• Формируется предметная отнесенность речи, выделяющаяся из экспрессивной сигнализации.
• Формируется язык, который служит: а) средством организации предметно направленных действий; б) средством предметно отнесенных форм общения; в) средством фиксирования выработанных в совместной деятельности значений; г) средством мышления.
• Вещественные свойства предметов и продуктов совместной деятельности посредством функционирования языка трансформируются в предметное содержание значений (сходных представлений и понятий, воспроизводимых в психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей вещественности.
• Овладение субъектом способами использования знаков языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в психике других людей соответствующих значений в процессах общения; б) произвольные формы актуализации значений субъектом в собственной психике.
5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет сложную функциональную структуру, которая складывается из отношений между «чувственной тканью», объективными значениями и личностными смыслами. Такие функционально-структурные отношения формируются по мере вхождения человека в новые виды социальных связей и отношений, по мере включения в новые деятельности и овладения ими.
|
|
«Чувственная ткань» - образы воспринимаемой и (позднее) представляемой реальности:
а) различаются по модальности, устойчивости, ясности, эмоциональному тону;
б) порождаются в процессе деятельности;
в) ориентируют субъекта в объективном предметном мире.
Объективные значения - фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые:
а) существуют объективно, выражают результаты познания объективного мира, производны от общественной практики;
б) не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтений;
в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» человеческой культуры;
г) характеризуют предмет через его отношения к другим предметам (П. Я. Гальперин).
Личностные смыслы - пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами:
а) не имеют надындивидуального существования (частично могут быть выражены субъектом посредством языка);
б) выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний, но при этом сам личностный смысл может и не осознаваться;
в) производны от реальных жизненных отношений субъекта, от его индивидуальной практики;
г) характеризуют предмет через его отношения к индивидуальным мотивам (П. Я. Гальперин).
6. Исходная чувственно-практическая, деятельностная основа общественного и индивидуального сознания обычно остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъективно может казаться основой и причиной деятельности.
7. Сознание выполняет множество функций:
• иерархически объединяет и служит планированию, воспроизведению, реализации и развитию различных видов действий и деятельностей;
• обеспечивает функциональную организацию внутренних умственных форм деятельностей;
• обеспечивает над ситуативные, произвольные, преднамеренные формы организации поведения и деятельности (Леонтьев А. Н., 1965,1983, 1994, 2000).
Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей.
Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека.
Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Психологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). Теория образа мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смирнова (1985).
|
|
Так как понятия «сознание» и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира».
Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Вилюнаса. Анализируя психологические механизмы эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности человека, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведение.
1. Главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности у человека, является не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъекта в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и знания большей своей частью выступают результатом присвоения общественно-исторического опыта через вовлечение человека в специально направленную деятельность, воспроизводящую различные способы преобразования предметного мира, а также способы использования знаково-символических средств. При этом использование языка предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации (см.: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
2. Внешние по своей форме процессы деятельности с внешними же вещественными предметами преобразуются
в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.
3. Система присваиваемых человеком на протяжении всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно локализуется и содержательно обогащается все отражаемое, составляет образ мира.
|
|
Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.
Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.
4. Вооружение человеческой психики образом мира и способностью к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания на основе использования языка (сознание) способствовало развитию особого внутреннего структурного образования - субъекта умственной деятельности.
5. Если животное пытается учесть все возможности конкретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение актуализировавшейся потребности, то человек при наличии образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться в неограниченных пространственных и временных масштабах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни (Вилюнас, 1990).
Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символическими средствами, которые порождаются либо другими
людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации - надситуативность.
Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А. А. Леонтьева: «Образ мира - это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А. А., 2001. С. 115).
В отличие от образа мира, сознание - это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания.
Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символические средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.
Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимодействий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979; Салмина, 1988).
В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться: а) отношения субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств.
Оглавление