Подготовка, сущность и назначение бизнес-плана
Методы выбора и анализа товаров и рынков при разработке бизнес-плана
Выбор товара и конкурентной стратегии
Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описываются те товары или услуги, которые будут предложены покупателям и ради производства которых задумывается весь проект.
Но как выбрать товары или услуги, которые должны стать основой бизнеса и обеспечить организации устойчивую конкурентоспособность?
Пытаясь разобраться в хитросплетениях конкурентной борьбы на интересующем рынке, полезно иметь в виду, что, как правило, эта борьба определяется пятью основными факторами:
- рыночной силой и крепостью позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий;
- рыночной силой и крепостью позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции;
- стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов);
- открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке;
- соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров.
Оценка рынка сбыта
Это, пожалуй, важнейшая часть бизнес-плана, и на ее подготовку нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих и инвестиционных проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.
Процесс исследования рынка включает три этапа.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, то есть общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное - экономических, в том числе:
- от уровня доходов (или заработков) потенциальных покупателей;
- структуры их расходов (в том числе сумм сбережений или инвестиций);
- темпов инфляции;
- наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т. д.
Оценка конкурентов
Естественно, что при оценке рынка сбыта невозможно абстрагироваться от информации о возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. А это тоже должно быть отражено в бизнес-плане, чтобы инвестор мог оценить полноту представления о рыноч-' ной конъюнктуре и, соответственно, продуманность проекта.
Оценивать конкурентов необходимо предельно трезво, но указывать те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые открывают для вас реальный шанс добиться успеха.
Обоснование и анализ стратегии маркетинга будущей продукции
Основные элементы плана маркетинга
Основными элементами плана маркетинга являются:
- схема распространения товаров;
- ценообразование;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров);
- формирование общественного мнения о вашей фирме и товарах.
Основные элементы обоснования политики ценообразования
Процесс формирования фирмой рыночных цен на свои товары включает как минимум шесть этапов:
- постановку задач ценообразования;
- определение спроса на товары;
- оценку издержек;
- анализ условий достижения безубыточности;
- проведение анализа цен и товаров конкурентов;
- определение окончательной цены и правил ее будущих изменений.
Основные аспекты организации производственной деятельности
1. Обоснование плана производства. Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана, состоят в следующем:
- где будут изготовляться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
- какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
- где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия?
- какова репутация поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
- предполагается ли производственная кооперация и с кем?
- возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
- какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
- возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные раздела бизнес-плана "План производства" желательно обосновать на перспективу в два-три года, а для крупных предприятий - на четыре-пять лет вперед.