Предварительная подготовка инвестиционного проекта

Задачей этой стадии работ является создание бизнес-плана проекта, то есть решение задачи, общей для любой новой коммерческой деятельно­сти. Однако если для обычного коммерческого проекта, не требующего дополнительного инвестиционного цикла или связанного с относительно небольшими суммами капитальных затрат, бизнес-план может стать ос­новным обосновывающим документом, то при подготовке крупных про­ектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ, что не делает его менее важным. Задача та­кого бизнес-плана состоит в поиске ответа на два основных вопроса: является ли концепция инвестиционного проекта настолько интерес­ной и сулящей такие выгоды, что имеет смысл продолжить над ней работать, готовя детальные материалы для оценки технико-экономической и финансовой привлекательности проекта? есть ли в данной концепции какие-то аспекты, которые имеют ре­шающее значение для будущего успеха и исследованию которых надо поэтому уделить особое внимание (например, путем организации "пробных рынков" и т. п.)?

Что же собой вообще представляет бизнес-план? Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспек­ты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Ко­нечно, каждый предприниматель-новичок старается продумать все эти вопросы, но очень важно составить бизнес-план с определенными требо­ваниями и провести специальные расчеты - это помогает заранее увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

Личное участие руководителя в создании бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот, привле­чение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом: со­ставление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на креп­кость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех про­екту и двинуться дальше?

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринима­телям и экономистам решить четыре основные задачи: - изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;

- оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми цена­ми, по которым нужно будет продавать свои товары, чтобы опреде­лить потенциальную прибыльность задуманного дела;

- обнаружить все возможные "подводные камни", подстерегающие но­вое дело в первые годы его реализации;

- определить те сигналы, те показатели, на основе которых можно будет регулярно оценивать, идет ли дело на подъем или катится к развалу. Стоит особо сказать о том, что бизнес-план - документ перспектив­ный, и составлять его (даже для простейшего проекта) рекомендуется на три - пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели рекомендуется делать в помесячной разбивке, для второго - в поквар­тальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовы­ми показателями.

В случаях, когда даже приблизительная оценка перспектив проекта на такой срок затруднительна, необходимо подумать о его целесообразно­сти, поскольку будущий рынок сбыта представляется весьма туманно и, соответственно, перспективы развития коммерческой деятельности.

Бизнес-план должен иметь вполне определенную структуру, анало­гичную той, которая будет необходима затем для детального проекта (ес­ли, конечно, дело дойдет до его разработки). Например, справочник ЮНИДО рекомендует выделить в этой структуре разделы, посвященные анализу возможных решений в части:

- объемов и структуры производства товаров. Основой для этого явля­ется оценка потенциала рынка и производственных мощностей, необ­ходимых для обеспечения желаемых объемов выпуска товаров;

- ассортимента и объемов ресурсов, которые будут использоваться для организации производства;

- желательного и возможного размещения новых производственных объектов;

- технических основ организации производства: характеристики будущей технологии и парка оборудования, необходимого для ее реализации;

- размеров и структуры накладных расходов, связанных с обеспечением работы производственного, управленческого и торгового персонала;

- организации трудовой деятельности производственного и управленче­ского персонала, включая вопросы оплаты труда;

- организационно-правового обеспечения реализации проекта, включая юридические формы функционирования вновь создаваемого объекта;

- финансового обеспечения проекта, то есть оценки необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, а также способов по­лучения инвестиционных ресурсов и прибыльности их использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: