Задачей этой стадии работ является создание бизнес-плана проекта, то есть решение задачи, общей для любой новой коммерческой деятельности. Однако если для обычного коммерческого проекта, не требующего дополнительного инвестиционного цикла или связанного с относительно небольшими суммами капитальных затрат, бизнес-план может стать основным обосновывающим документом, то при подготовке крупных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ, что не делает его менее важным. Задача такого бизнес-плана состоит в поиске ответа на два основных вопроса: является ли концепция инвестиционного проекта настолько интересной и сулящей такие выгоды, что имеет смысл продолжить над ней работать, готовя детальные материалы для оценки технико-экономической и финансовой привлекательности проекта? есть ли в данной концепции какие-то аспекты, которые имеют решающее значение для будущего успеха и исследованию которых надо поэтому уделить особое внимание (например, путем организации "пробных рынков" и т. п.)?
Что же собой вообще представляет бизнес-план? Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Конечно, каждый предприниматель-новичок старается продумать все эти вопросы, но очень важно составить бизнес-план с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает заранее увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.
Личное участие руководителя в создании бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом: составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепкость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи: - изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
- оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым нужно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
- обнаружить все возможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
- определить те сигналы, те показатели, на основе которых можно будет регулярно оценивать, идет ли дело на подъем или катится к развалу. Стоит особо сказать о том, что бизнес-план - документ перспективный, и составлять его (даже для простейшего проекта) рекомендуется на три - пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели рекомендуется делать в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
В случаях, когда даже приблизительная оценка перспектив проекта на такой срок затруднительна, необходимо подумать о его целесообразности, поскольку будущий рынок сбыта представляется весьма туманно и, соответственно, перспективы развития коммерческой деятельности.
Бизнес-план должен иметь вполне определенную структуру, аналогичную той, которая будет необходима затем для детального проекта (если, конечно, дело дойдет до его разработки). Например, справочник ЮНИДО рекомендует выделить в этой структуре разделы, посвященные анализу возможных решений в части:
- объемов и структуры производства товаров. Основой для этого является оценка потенциала рынка и производственных мощностей, необходимых для обеспечения желаемых объемов выпуска товаров;
- ассортимента и объемов ресурсов, которые будут использоваться для организации производства;
- желательного и возможного размещения новых производственных объектов;
- технических основ организации производства: характеристики будущей технологии и парка оборудования, необходимого для ее реализации;
- размеров и структуры накладных расходов, связанных с обеспечением работы производственного, управленческого и торгового персонала;
- организации трудовой деятельности производственного и управленческого персонала, включая вопросы оплаты труда;
- организационно-правового обеспечения реализации проекта, включая юридические формы функционирования вновь создаваемого объекта;
- финансового обеспечения проекта, то есть оценки необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, а также способов получения инвестиционных ресурсов и прибыльности их использования.