Однако во всех случаях мы должны перейти на уровень личности, поскольку, ценности в конечном счете переживаются личностью, и тем самым реальное существование культуры должно быть связано именно с личностью. Но личность не может быть обладательницей (тем самым - носительницей) всех культурных ценностей данного общества. Даже только групповые ценности - сословные, классовые и иные - не могут в полном объеме стать содержанием духовной жизни отдельной личности. Поэтому возникают особые для каждой личности отношения к ценностям культуры. Естественно, что некоторые ценности культуры какому-то человеку могут быть знакомы, а другие - нет. Некоторые ценности просто могут быть известны по своему названию, но не переживаться актуально. Личность - может быть, не всегда сознательно - как бы выбирает из огромной системы культурных ценностей некоторый набор, который и характеризует не только саму эту личность, но и ее отношение к культуре. Скажем, не зная ничего из истории профессиональной музыки, армянин, разумеется, может принять произведения Арама Хачатуряна лишь в качестве абстрактной ценности, всего лишь на уровне знания, "понаслышке", но не переживать их, случайно слыша их по радио или телевидению. Тот факт, что он армянин и тем самым является носителем армянской культуры, этот человек устанавливает не через переживание музыки А. Хачатуряна, а, может быть, через народную музыку, через архитектуру, некоторые обычаи и традиции и т.д.
|
|
Но самым важным для него во всех этих случаях будет факт противопоставления своей армянской музыки, скажем, европейской и турецкой, своей архитектуры иным, своих обычаев и традиций другим.
Вопросы для обсуждения
· Почему именно человек, личность является носителем культуры?
· В чем различие актуальной и потенциальной культуры?
· В чем различие культуры всех (культуры для всех)? Найдите примеры того и другого.
· Как можно описать этническую, в частности национальную культуру?
· Что такое групповая культура?
· В какие отношения входит отдельная личность с культурой своего этноса?