Простого воспроизведения мифа в виде текста (скажем, простой его декламации) в мифологическом бытии не бывает. Миф всегда связан с определенным комплексом действий, который называется ритуалом. Цель последнего в самом общем смысле заключается в том, чтобы установить некоторый порядок вещей. Особенно это касается сезонных ритуальных действ, в которых не столько описывается и разъясняется нечто, но подтверждается старое, некоторый устоявшийся порядок, организующий годичный хозяйственный цикл.
Миф всегда связан с ритуалом. Более того, связь эта настолько тесна, что мы не можем представить себе отдельного существования мифа, в его отвлечении от некоторого комплекса действий. Центральное значение мифо-ритуального комплекса заключается не в том, чтобы как-то выявить в форме действий смысл мифа, но прежде всего в том, чтобы заставить мир (разумеется, посредством воздействия на некоторые мифические силы) сохранить этот порядок; он не столько разъясняет устройство этого мира, сколько устанавливает в этом мире определенный порядок. Он императивен, "повелителен" в отношении этого мира.
|
|
Недавно в логико-лингвистических исследованиях возникло новое, довольно интересное понятие перформатива (от английского to performe "исполнить"). Введший его в научный обиход Дж. Л. Остин [80], в частности, выделил некоторые высказывания, которые, в отличие от остальных, не сообщают что-то, а имеют иной, особый смысл. Сравним две пары предложений: 1а. Они поженились и I б. Объявляю (говорит священник или работник, регистрирующий браки) вас мужем и женой, 2а. Они поспорили на Бутылку пиваи 2б. Давай поспорим на бутылку пива. Легко заметить, что высказывания 1а. и 2а. сообщают о некоторых событиях - неважно, действительно произошедших или вымышленных. Высказывания же 1б. и 2б. ничего в сущности не сообщают. Они только устанавливают некоторое новое отношение между людьми: в первом случае отношение брака, а во втором - отношение пари.
Это понятие перформатива, на мой взгляд, хорошо подходит и для того, чтобы выделить описанную выше функцию мифа. Миф устанавливает некоторое отношение между человеком и другим человеком, между людьми и миром. И поскольку в мифе нет авторства, нет отдельного человека, который бы установил определенное отношение, поскольку в мифе все принадлежит коллективу, то нам придется принять, что миф есть коллективный перформатив. (Должен в скобках заметить, что коллективный характер перформатива для самого Остина неприемлем).
И действительно, смысл совершения ритуальных действ заключается в том, чтобы сделав то, что делалось в первоначальные мифические времена, когда все происходило впервые (впервые было посеяно зерно, впервые принесена жертва, впервые произнесен какой-то гимн), вернуть тот порядок, который был в те времена установлен. Даже сегодня говорят: как встретишь новый год, так его и проведешь. Празднование становится средством установить некоторый, счастливый для нас порядок на целый год вперед.
|
|
Выше уже было сказано, что нам стоило бы говорить не об отдельном существовании мифа как текста, а прежде всего о мифо-ритуальном комплексе. И это не только потому, что часто произнесение какого-либо мифологического текста связано с ритуалом, но и потому, как можно думать вместе с некоторыми учеными, что само произнесение мифологического текста (скажем, гимнопение) уже само по себе есть ритуал.