Смысл ритуального действа

Попытаемся выделить некоторые функции этого комплекса. Первое, что сразу бросается в глаза это уже упомянутая нами императивность данного мифо-ритуального единст­ва. Смысл произнесения мифологического текста и произведен­ных действий заключается в том, чтобы побудить или более того - понудить мифические существа произвести те или иные действия. Даже простое воспроизводство некоторых эпитетов или слов, обозначающих некоторые функции мифического персонажа, есть не простое описание этого существа и того, что он обычно делает, но понуждение его к дальнейшему исполнению обычных "обязанностей", как бы напоминание того, к чему "призван" данный пер­сонаж. Вот как это может звучать.

(Из гимна Осирису)

Слава тебе, Осирис,

Владыка вечности, царь богов! (...)

Растут растения по воле его,

И родит ему поле пищу. (...)

И взял он землю эту в руку свою,

Воды ее и воздух ее.

Растения ее и скот весь,

Летающее все и порхающее все,

Пресмыкающийся и мелкий скот,

Все было дано сыну Нут

И Египет радовался этому.

Здесь можно видеть не только славословие Осирису {Слава тебе...), но и описание того, что было в первоначальные времена {взял он землю эту в руку свою). И здесь необходимо действие ритуалов. Но это воздействие возможно только в том случае, если мы либо "по природе" своей оказываемся родственными тем си­лам, которые мы хотим "заставить" делать то или иное, либо спо­собны придти в особое состояние, когда эти сверхъестественные силы оказываются подвластны нам, либо же мы должны найти некоторое орудие, с помощью которого мы можем воздействовать на мир мифологических персонажей. Все это мы можем обозна­чить одним словом - сопричастность

Мы сопричастны мифическому миру, когда чувствуем прямую кровнородственную связь (в прямом смысле этих слов) с неко­торым существом. Особенно ярко это проявляется в тотемических верованиях, когда какое-либо животное или - реже - расте­ние мыслится в качестве прямого предка некоторого рода или племени, к которому принадлежит данный человек. Но и в раз­витой религии представление о том, что человек сотворен Богом (и создан по образу и подобию Божьему) создает определенную связь, что как вы накладывает некоторые обязанности на Созда­теля.

Мы можем также перейти в некоторое особое состояние, что­бы соприкоснуться с миром мифического. Это может быть специ­фическое, похожее на эпилептический припадок состояние шама­на, в которое он вводит себя для того, чтобы проникнуть в мир духов и, к примеру, вернуть оттуда душу заболевшего соплемен­ника. Это может выть и состояние, в которое можно ввести себя, используя различные наркотические и галюциногенные вещества. Это может выть молитвенное бдение, дервишеский танец и мно­гое-многое другое.

Очевидно, что во всех этих и других случаях мы пользуемся некоторыми средствами, которые, по предположению должны быть действенны, эффективны в отношении мира мифического. Возможно иногда, что приносящий жертву человек может попре­кать этой жертвой соответствующее мифическое существо, считая эту жертву чуть ли не результатом какого-то вымогательства со стороны этого существа. Всякого рода магические формулы (заговоры, заклинания и т.д.) являются примером такого же рода средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: