В истории культуры мы можем обнаружить множество различных представлений о времени, множество его моделей. Разумеется, только в последнее время эти модели разрабатываются теоретически, чаще всего приходится восстанавливать эти не всегда осознанные представления, дешифруя множество документов данной культуры - мифы, легенды, верования, ритуалы, обычаи, традиции, литературу и т.д.
В самом общем смысле мы можем разделить эти модели на два типа: модели замкнутого и разомкнутого времени. Если представления о времени связаны так или иначе с идеей начала и конца - то эти модели мы можем назвать замкнутыми. Если же устанавливается некоторая Бесконечность – хотя бы только в отношении будущего, то мы можем эти представления подвести под разомкнутую модель.
Уже стало общим местом в различных исследованиях истории культуры, что древняя греческая культура основывалась на циклическом представлении о времени. Все повторяется, все возвращается, нет ничего нового – с этим ощущением живут также, наверное, представители всех так называемых традиционных обществ. И действительно, общество, которое знает только лишь сезонные, то есть повторяющиеся из года в год изменения, не может выработать модель времени, в которой была бы заложена возможность изменений, возникновения нового, создать такую систему представлений, в которой в будущем возникает что-то иное, что разрывает вечный цикл повторений. Единственно что вырывается за пределы этих повторов - это мифологическое первоначальное время, когда все начиналось впервые. В сущности циклическое время - это вечное повторение того, что случилось в начале веков.
|
|
Но мы знаем и другую – разомкнутую модель времени, когда утверждается, что мир не имеет начала и конца. Эта модель связана с классическим представлением о строении вселенной, о чем пойдет речь чуть ниже.
Христианство, разработавшее в богословии свое представление о времени, уже усложняет модель. Время имеет начало (Сотворение мира) и конец (Страшный суд). Но Бог, существующий вечно, что означает также – вне времени, объемлет его полностью. Впрочем, христианская модель времени развивалась, и даже сейчас нельзя сказать, что существует единое и устоявшееся представление о нем даже в одной христианской мысли.
Сюжет
До сих пор речь шла о том, что можно назвать либо всеобщим, вселенским временем, либо временем данной культуры. Но в каждой культуре, несмотря на то, что в сущности время непрерывно, его делят на отдельные части. Что-то всегда начинается, что-то кончается. Начинается жизнь и, к сожалению, кончается. Начинается путешествие и когда-нибудь завершается. Цепочки, на которые делится время, представляет собой некоторый сюжет. Однако сюжет надо рассматривать не только как простую последовательность событий. Почти во всех случаях можно найти нечто, что определяет смысл всей цепочки от некоторого начального события и до конечного. Это то, что придает значимость чьей-то жизни или позволяет говорить о завершенности путешествия. Важно то, что эта последовательность содержит в севе определенный ритм переживания, завершающийся некоторым финалом, своего рода подведением итогов, часто имеющим некоторый нравственный смысл, то есть трактующим о том, что есть, должно что быть, что хорошо и что плохо.
|
|
Сюжет в общем культурологическом смысле этого слова, таким образом должен содержать начало, конец и какой-то переживаемый смысл. Этот смысл определяется прежде всего финалом, завершением, некоторым ценностным выводом (ср. вывод логический), то есть таким окончанием, которое дает возможность переживающему этот сюжет (неважно - в жизни или в искусстве) сделать заключение, связанное с уровнем должного: когда он может сказать что-нибудь наподобие "так ему и надо", "так и должно было случиться", "этого не может быть" и т.п.