Новое и старое в культуре

Можно легко заметить, что культуры различаются по своему отношению к новому. Отли­чие это начинается с того, что именно прини­мается в качестве нового, не сводится ли всякое новшество к некоторому старому представлению, к традиционным ценностям. Это мы обсуждать не будем.

В данном случае обратим внимание на то, что новое в культу­рах появляется не всегда в результате планомерных усилий носи­телей данной культуры. Но в разных культурах это новое вызы­вает либо приятие, либо неприятие, причем одним из видом непри­ятия является игнорирование этого нового, культура как бы не замечает новизну того или иного явления. Всякая культура, направленная прежде всего на свое прошлое, создает некоторые охранительные механизмы, "защищающие" ее от новшеств. Кон­серватизм культур представляет собой устройство, помогающее культуре сохранить себя, уберечься от разрушения, которое мо­жет принести с собюой неуправляемый процесс внедрения новых явлений, новых отношений, новых ценностей вообще. Можно сказать (разумеется, метафорически), что каждая культура может быть охарактеризована, помимо прочего, еще и тем, с какой ско­ростью она производит или воспринимает новое, как бы пере­варивает его.

К примеру, несмотря на то, что фактически в результате хотя бы одних перемещений больших масс людей (паломников, сту­дентов, войск, купцов и т.д.), в различных культурах возникало много новшеств, средневековая европейская культура в принципе не приемлет нового. Все должно быть подобно старому, прове­ренному временем и освященному авторитетом Святого Писания, предания и отцов церкви. Поэтому мы видим такое обилие произ­ведений, авторство которых приписывается какому-либо древне­му авторитету, появляются (еще в античности, но чаще в Средние века) всякие лже-Платоны, лже-Аристотели, лже-Дионисии и т.д. Реальный автор этих произведений - какой-нибудь монах – не был озабочен проблемой авторства, ему совершенно не было нужно доказывать, что именно он первый и сказал что-то новое. Напро­тив, скрыть свое авторство, воспользоваться авторитетом извест­ного имени означало придать произведению реальное существо­вание и значимость, Более того – придать ему истинность. В Средние века творить означало соблюдать уже установленные правила, каноны, штампы. Ни одно произведение, нарушающее установленные формы, не могло считаться правильным и прием­лемым.

Другое дело современная западная культура. Культ нового, необычного настолько распространен, что иногда не обращают внимания на реальную ценность нововведения – лишь бы оно не было похоже на старое.

В этом отношении чрезвычайно интересно явление моды. Явное ее проявление мы можем заметить с конца Средних веков. Чего хочет модник? - Его устремления двойственны. Он не хочет выделяться из группы людей, которых он считает авторитетными в вопросах моды. В то же время он хочет выть выделенным в том отношении, что одежда его и, может выть, даже поведение отли­чается новизной и потому - необычностью. Вечная погоня за новым сегодня характерна для многих социальных явлений, иногда даже для науки.

Социокультурное время как “неклассическое

Как и в случае с пространством, научные модели времени, с тем чтобы выбрать одну, более подходящую для описания времени в культуре. Я имею в виду классическую модель, которую мы связываем с именем Исаака Ньютона, и модель, основанную на современных научных пред­ставлениях. Согласно первой, классической модели, время обла­дает следующими характеристиками. Во-первых, оно однородно. Это означает, что все временные точки равны друг другу, у нас нет никаких оснований для того, чтобы выделить одну из них и противопоставить другой, нет ни одного свойства, приписываемо­го временным точкам, которое дало вы какой-либо точке некото­рую привилегию. То же самое мы должны сказать и по поводу временных отрезков. Нет ни одного отрезка, который обладал какими-либо особыми свойствами, все они одинаковы.

Современные представления уже отличны от классических. Есть некоторые основания, по которым мы можем сравнивать друг с другом и временные точки, и временные отрезки. Этим основанием является скорость, с которой протекают некоторые процессы. Чем больше скорость, тем более как бы замедляется время. Наверное нам. объясняя явления культуры, будет удобнее использовать второе, так называемое неклассическое представ­ление о времени. Действительно, говоря о плотности времени в культуре, мы невольно уже использовали одно из неклассических представлений. Как мы могли заметить, чем ближе к сегодняш­нему дню, тем, казалось бы, больше происходит событий, тем выше скорость изменений, время как бы замедляет свой бег, оно включает больше фактов, как бы растягивается.

Вопросы для обсуждения

■ Какие культуры придают (придавали) особое значение Будущему?
" Какие культуры придают (придавали) особое значение

прошлому?

■ Какие временные точки и отрезки выделяются в армянской культуре? В русской культуре?

■ Чем отличается отношение ко времени в западной культуре? В восточной культуре?

■ Почему современные научные представления о времени могут выть применены в анализе времени в культуре?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: