Социальный порядок и его нарушения

Социальный порядок задается человеку не­которой высшей силой. И часто единственным основанием, по которому мы можем судить о существовании данного порядка, является его нарушение. Ведь часто человек не задумывается о том, как себя веста в обществе. И только увидев нарушение какого-либо правила, он обращает внимание на ненормальность чьего-либо поведения. Но мы можем видеть, что порядки, уста­новленные Богами в мифологии могут нарушаться самими Богами. Это, правда, вовсе не означает, что боги в этом случае подвластны некоторому моральному суду. Во-первых, потому, что законы, грубо говоря, писаны не для богов ("Что позволено Юпитеру, то не позволено быку"). Во-вторых же потому, что нарушая какой-то закон, даже установленный им самим, бог может реализовать какое-то более высокое стремление, более высокое и важное ус­тановление. Так, скажем, Зевс с непосредственной точки зрения - это простой прелюбодей и бабник. Но не нужно забывать, что в результате его любовных похождений появляются герои (пред­назначенные, как Геракл, для выполнения чрезвычайно важной мифологической и, следовательно, социальной роли), а также то, что в своем потомстве Зевс как вы вливает в обычную человечес­кую жизнь некоторую божественную силу, придает человеческой жизни определенный божественный смысл.

Однако мы чаще всего видим, что нарушение социального порядка связано с особыми, злотворными силами. Но не только эти силы - злые боги, демоны и черти портят этот мир. Человек также участвует в этом процессе как просто в силу своей несо­вершенной природы, так и в силу нарушения (по глупости, из самомнения, случайно и по иным причинам) некоторых, установ­ленных в первоначальные времена правил.

Особо следует выделить представление о первородном грехе - и не только потому, что оно имеет чрезвычайно важное значение для иудейско-христианской традиции. Оно характерно и для дру­гих культур, например - согласно мифологии качинов Мьянмы (Бирма) - Апаккьит Лока был первым человеком, утратившим бессмертие. Он решил подшутить над соплеменниками и положил белку в рыболовную вершу (есть такая снасть), а вершу нарядил в свою одежду. Соплеменники, подумав, что он умер, стали гото­вить погребальный обряд. Жизненная сила, принадлежащая ему, как и каждому человеку, отправилась к верховному духу солнца, но последний увидел, что нить, связывающая тело Апаккьит Лока с жизненной силой, цела, и он ее перерезал. Смерть тем самым является результатом нарушения космического порядка: древес­ное существо (белка) помещена Была в вершу, связанную с водой, чего нельзя было делать [76. С. 51].

Первородный грех возникает в некоторое первоначальное вре­мя в результате нарушения первым человеком некоторого запре­та, некоторого ограничения, которое на него накладывает создав­шая его сила. Но этого мало, чтобы понять значимость вины пер-вопредка для последующих поколений людей. Ведь наказание должно распространиться на всех его потомков. И для данного обстоятельства возможны три объяснения. Первое связано с тем, что можно в современных словах назвать первоначальным про­клятием, которое чудесным образом распространяется не только на нарушителя, но и на его потомство. Таково проклятие, нало­женное Богом на Адама: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. III, 19). Другое понимание основано на том, что в резуль­тате неправильного поведения человек стал причиной этой пер­воначальной порчи мира: он впустил в мир зло, смерть, болезни и другие напасти. Третье же представление уже сложнее: человек в результате своих неосторожных или преступных действий сам извратил собственную природу и тем самым стал подвержен злу и греху.

Но не только рождение и смерть определяется некоторыми принципами, обусловливающими социальный порядок. Роли, ко­торые играет человек в социальной и семейной жизни, его со­циальная позиция также определены изначально. Первоначально, вероятнее всего, роль, которую человек выполнял в обществе была прямо и преимущественно связана с его представлением о происхождении. Здесь дело не только в том, что в связи с тотемическими верованиями человек мыслил себя продолжателем рода какого-нибудь тотемного животного. Он мог в некоторых особых случаях (скажем, во время праздников, посвященных данному животному) или даже постоянно подчеркивать свою сопричастность природе предка-тотема: подражать повадкам это­го животного, питаться, как он, и носить маску или шкуру, упо­добляющую его тотему. Эта связь с предком, если даже он уже и не мыслиться как тотем, выла важна и в дальнейшем. Поэтому часто многие (скажем, в греческой и римской традиции) возво­дили свое происхождение к какому-либо богу или герою (как, например, Юлий Цезарь возводил свой род к Венере). Это выде­ляет данного человека и дает ему основание для определенного, отличающего его от других поведения. Но связь с предком мыс­литься не только так прямо и непосредственно. Важным оказыва­ется не только и не столько сам предок, о котором, возможно, уже ничего не известно. Достоинство данной личности уже определяется тем, что его предок принадлежит к определенной группе людей, скажем, дворянству, купечеству и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: