Социальная мобильность. Социальные (и, следовательно, культурные) роли человека во многих обществах жестко за ними закреплены

Социальные (и, следовательно, культурные) роли человека во многих обществах жестко за ними закреплены. Смена ролей и социаль­ной позиции происходит с трудом и довольно мучительно. Человек при такой смене ролей очень часто рискует тем, что он может оказаться в маргинальном состоянии, где-то на обочине жизни, уйдя от одной группы, он может и не пристать к другой [см., к примеру, 37]. Но все же в каждом обществе со­храняется возможность перехода из одной группы в другую, и тем самым принятия иных групповых культурных ценностей, и для этих переходов образуется некоторых социокультурный ме­ханизм. Так, в средние века была возможность перейти в дворянское сословие, приняв посвящение в рыцари. Другую возмож­ность занять более высокое социальное положение давало служе­ние церкви. Многие высшие служители католической церкви были очень низкого происхождения. Образование также давало возможность выдвинуться. И, разумеется, таким средством поме­нять свой удел была война. Так, многим ныне известным дво­рянским фамилиям в Италии положили начало так называемые «брави», то есть предводители вооруженных наемных отрядов, по существу своему - бандитов, готовых служить любому, кто боль­ше заплатит.

Это различение социальных групп, а также механизмы пере­хода из одной группы в другую всегда основываются на некото­рых культурных представлениях, характерных для данного обще­ства. Так, скажем, власть короля мыслится как божественная и потому совершается обряд помазания на царство. Различие со­циальных ролей крестьян, дворян и духовенства также в основе своей имеет некоторую социальную мифологию. Сама же возмож­ность перехода из одного сословия в другое связывается либо с особыми заслугами (возможными только с соизволения Бога), либо по своей неожиданности и неоправданности при данном социальном порядке уже мыслится как чудо, как особая милость, дарованная Богом этому человеку.

В новые и новейшие времена механизмы и мотивация социаль­ной мобильности меняются. Здесь уже важно не только ощущение принадлежности к некоторой группе, подтверждающее общие культурные представления о обществе, его социальной структуре, привилегированности некоторой группы по сравнению с другими. Прежде всего, помимо.многих других соображений, уже совер­шенно открытой становится мотивация материального успеха, то есть занять более высокое социальное положение означало преж­де всего приобрести больше материальных ценностей. В новейшее же время уже (особенно в американской культуре) понятие успе­ха расширяется. Современный американский миф - это и есть расширение понятия успеха и на другие области: политическую, публичную. Стать известным так или иначе - вот что чаще всего заставляет людей совершать те или иные поступки, в том числе и преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: