Социальные (и, следовательно, культурные) роли человека во многих обществах жестко за ними закреплены. Смена ролей и социальной позиции происходит с трудом и довольно мучительно. Человек при такой смене ролей очень часто рискует тем, что он может оказаться в маргинальном состоянии, где-то на обочине жизни, уйдя от одной группы, он может и не пристать к другой [см., к примеру, 37]. Но все же в каждом обществе сохраняется возможность перехода из одной группы в другую, и тем самым принятия иных групповых культурных ценностей, и для этих переходов образуется некоторых социокультурный механизм. Так, в средние века была возможность перейти в дворянское сословие, приняв посвящение в рыцари. Другую возможность занять более высокое социальное положение давало служение церкви. Многие высшие служители католической церкви были очень низкого происхождения. Образование также давало возможность выдвинуться. И, разумеется, таким средством поменять свой удел была война. Так, многим ныне известным дворянским фамилиям в Италии положили начало так называемые «брави», то есть предводители вооруженных наемных отрядов, по существу своему - бандитов, готовых служить любому, кто больше заплатит.
Это различение социальных групп, а также механизмы перехода из одной группы в другую всегда основываются на некоторых культурных представлениях, характерных для данного общества. Так, скажем, власть короля мыслится как божественная и потому совершается обряд помазания на царство. Различие социальных ролей крестьян, дворян и духовенства также в основе своей имеет некоторую социальную мифологию. Сама же возможность перехода из одного сословия в другое связывается либо с особыми заслугами (возможными только с соизволения Бога), либо по своей неожиданности и неоправданности при данном социальном порядке уже мыслится как чудо, как особая милость, дарованная Богом этому человеку.
В новые и новейшие времена механизмы и мотивация социальной мобильности меняются. Здесь уже важно не только ощущение принадлежности к некоторой группе, подтверждающее общие культурные представления о обществе, его социальной структуре, привилегированности некоторой группы по сравнению с другими. Прежде всего, помимо.многих других соображений, уже совершенно открытой становится мотивация материального успеха, то есть занять более высокое социальное положение означало прежде всего приобрести больше материальных ценностей. В новейшее же время уже (особенно в американской культуре) понятие успеха расширяется. Современный американский миф - это и есть расширение понятия успеха и на другие области: политическую, публичную. Стать известным так или иначе - вот что чаще всего заставляет людей совершать те или иные поступки, в том числе и преступления.