Интеграция, ассимиляция, аккультурация

образуют смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных явлений, которые возникают при взаимодействии как отдельных индивидов, так и целых социальных групп с инокультурным окружением.

Интеграция обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами.

Под интеграцией часто понимают такие процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры.

Интеграция происходит не всегда безболезненно, обеспечить взаимодействие представителей различных культур бывает сложно.

Ныне выделяются различные формы интеграции (интеграция вокруг какой—либо религиозной, политической, научной идеи, исторической традиции и др.).

При рассмотрении различных вариантов межкультурного взаимодействия пользуются также термином ассимиляция.

Под ним понимается процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Термин ассимиляция часто применяется для обозначения особой политики доминирующей этнокультурной группы вотношении этнических и культурных меньшинств, направленной на планомерное подавление их культуры.

Ассимиляция часто ассоциируется с насильственными и дискриминационными мерами по отношению к меньшинствам. Это вызывает негативные политические ассоциации.

Под термином аккультурация понимается совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в контакт, при котором происходят изменения в культуре одной из групп или обеих. Добровольное заимствование культур, перетекание их из одной в другую создают возможность для налаживания стойких межкультурных коммуникативных отношений. Насильственное насаждение доминирующей культуры в инокультурной среде может в иной ситуации привести к отторжению навязываемых ценностей.

Со второй половины XX в. термин аккультурация стал широко использоваться в исследованиях, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур (испанизации, китаизации и др.).

Менее разработанным, но широко используемым является понятие транскультурации. Суть этого процесса заключается в том, что определенная этнокультурная общность перемещается в другой район обитания, где отсуствует инокультурная среда (результатом процесса транскультурации можно считать первоначальную культуру США, Канады).

38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти свое место. Он человек на рубеже двух культур и двух обществ, ценности которых могут быть разными.

Маргинальная личность является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать новые культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

К маргинализации приводят смешанные браки. Появляющееся в их результате потомство двукультурно по рождению. Люди, рожденные в смешанных браках, или наследуют обе культурные традиции, или стоят перед выбором определяющих традиций.

К маргинальности ведет утрата определенной культурной и социальной идентичности людей в результате социальных изменений.

Любые реорганизации, меняющие социальный статус, роли людей, порождают напряженность, психические расстройства. Утрата прежних возможностей, привычной среды повышает озлобленность человека, рождает чувство зависти к более состоятельным слоям населения.

К маргинализации ведет процесс модернизации, который также может резко изменять конкретное социальное и культурное поля, к которым подключен тот или иной индивид. Модернизация может резко видоизменять механизмы социализации и набор культурных ценностей, что также может вызвать культурный шок. Контакт с иной реальностью также может вести к проблемам, ее непониманию.

Но маргинальность имеет и положительные стороны.

Нередко она служит стимулятором для развития творческих способностей личности, помогает обогащению ее внутреннего мира. Совмещение элементов разных культур может привести к обогащению личности.

Расширяется культурный кругозор человека – он узнает о существовании иных культурных ценностей, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным.

Следует подчеркнуть, что немногим маргиналам удается преодолеть свое психологически расколотое состояние. Им не всегда сопутствует успех, не всем удается освоить новую профессию на том же уровне профессионального мастерства, как прежнюю.

Большинство маргиналов так и остается в переходном состоянии.

В условиях интенсивного взаимодействия культур требуется знание о другой культуре, способность к адаптации к разной культурной среде.

39 ПРОБЛЕМА ВОСТОК – ЗАПАД В КУЛЬТУРЕ

Разделение культуры на западную и восточную имеет многовековую традицию. В культурологии это деление учитывает не только географическое и территориальное положение, но прежде всего характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориен—таций, основных мировоззренческих установок, общественно—экономических и политических структур.

В понятие западная культура вкладываются европейская и американская культуры. Страны Центральной, Юго—Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока.

Долгое время культуры Запада и Востока представлялись полярными друг другу.

Многие исследователи отмечают разные типы мировоззрений, которые преобладают в данных регионах.

Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека природному началу, которое здесь активно сакрализируется.

Для Запада более предпочтительна преобразующая сила человека. Восточная культура ценит молчание, погружение в себя. Западная культура более словоохотлива, в ней более всего ценится умение убеждать.

Восточное искусство более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно. В нем больше недосказанности, таинственности, символизма.

На Востоке в противоположность западному индивидуализму сохраняется привязанность к идее общности, единства людей.

В этических установках Востока сохраняется верность консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Восточная культура более склонна к нормативной избыточности, в то время как западная – к нормативной недостаточности.

Основа восточной культуры – традиция. Здесь по—прежнему в почете строгие поведенческие регулятивы, церемониальность социальных контактов. Для Запада же характерно преодоление всякого рода ритуальности вследствие ускорения темпов жизни.

Динамика западной жизни резко контрастирует с инерционностью восточного общества.

Такая полярность культур в схеме Запад – Восток привела к точке зрения, согласно которой взаимодействие Запада и Востока практически невозможно.

Но в настоящее время в науке сложился другой взгляд, согласно которому взаимодействие между западной и восточной культурами не только возможно, но и необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Это взаимодействие не исключит принципиальных различий данных культур, но взаимообогатит их.

40 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Одной из важных отраслей культуры является экономическая культура, в состав которой включаются культура производства (в том числе культура труда), культура распределения, культура обмена, культура потребления, культура управления.

Важной сферой экономической культуры является культура управления, которую во многом определяют культура принятия решений, организации контроля над их исполнением, стиль руководства.

В теории управления ныне активно используется и понятие организационной культуры. Она включает в себя совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в той или иной организации.

Эта культура предписывает определенные правила поведения как руководителям, так и подчиненным.

Культура руководителя предполагает правильное, оптимальное распределение заданий между работниками организации. От этого во многом зависит эффективность деятельности трудового коллектива в целом.

Руководитель также должен следить за организацией труда и исполнением трудовой дисциплины, повышением производительности труда и т. д.

Подчиненные обязаны выполнять работу не механически, а творчески, в соответствии со своей квалификацией.

Но нередко подчиненные могут игнорировать приказы руководителя, оказывают сопротивление их реализации. Иногда за этим явлением стоит не только уклонение от исполнения или нерадивость подчиненных, но и порок самих решений. Поэтому в организации роль экономически грамотного руководителя весьма высока.

Некомпетентность руководителя может проявляться в непродуманности, непроверяемости заданий, постановке нереальных сроков выполнения заданий и др. Но экономическая неграмотность исполнителей (невысокая квалификация, необязательность и др.) также нежелательны.

С организационной культурой тесно связана профессиональная культура, включающая в себя совокупность теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде.

Необходимо различать формальную квалификацию (которая удостоверяется дипломом, аттестатом) об окончании какого—либо учебного заведения, подразумевающую под собой систему необходимых для той или иной профессии теоретических знаний, и реальную квалификацию, получаемую в процессе работы в данной профессии, включающей в себя совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

В зависимости от знаний и умений человека осуществляется профессиональный отбор (система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия способностей человека требованиям конкретного рабочего места).

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Углубить понимание специфики политических явлений и процессов в целом политической жизни позволяет анализ политической культуры.

В исследование данной проблемы большой вклад внесли Г. Алмонд, С. Верба, Дж. Пауэлл. В их работах политическая культура предстает как особый субъективный ракурс политики. Политическая культура воплощает мотивацию политической активности человека в форме духовных побуждений – ориентаций. Политическая культура в этом случае представляется как социально—психологическая установка, которая определяет наиболее устойчивые и типичные образцы и правила политического поведения взаимодействия власти индивида и общества в политической системе.

Но на политическую культуру оказывают влияние политический опыт и традиции. Это предполагает признание существования объективированных форм политической культуры, т. е. признанных обществом и существующих как реальность политических знаков, символов, ценностей, норм, институтов.

Политическая культура в этом случае образует основу сознания и поведения субъектов. Политическая культура пронизывает все сферы политической жизни и включает в себя как культуру политического сознания, поведения индивидов, групп, партий, так и культуру функционирующих в данной стране политических институтов и организаций.

Политическая культура предполагает также культуру властвования. В этом случае предметом анализа становятся качество работы составляющих политическую систему институтов власти и управления, объяснение и оценка способов функционирования властных отношений.

Наиболее полную характеристику структуры! политической культуры дает социологический анализ ее составляющих элементов. Базисным элементом политической культуры является смысловой.

С этой позиции политическая культура предстает как совокупность знаков и символов, наделенных определенным значением, при помощи которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций.

Большое значение в этом отношении придается политическому языку, объективизирующему идеи, концепции.

Особого рода знаками являются политические символы, выступающие зримым выражением основной идеи того или иного политического явления.

К числу наиболее распространенных политических символов относится прежде всего национально—государственная символика: флаги, гербы, гимны.

С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации.

Ядро политической культуры составляет ценностно—нормативная система. Она выступает важным мотивирующим фактором политического поведения.

42 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять две области – теоретическую и прикладную.

Большое значение в культурологии имеет теоретическая область – разработка теорий, которые позволяют выявить общие закономерности культурной жизни, понять ее сущность и смыслы.

Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

В числе фундаментальных категорий теоретической культурологии выделяют культурные явления, объекты, свойства культуры, типы исторического развития культуры, культурные процессы, культурные смыслы, символы культуры, культурные ценности и др.

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (понятийный) аппарат.

Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, научных направлений, точек зрения на культурологическую проблематику.

Самый высокий уровень исследований теоретической культурологии представляет собой обобщение в масштабе общих закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика исследования культурологической проблематики. На этом уровне создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, изучаются функции культуры.

Следующий уровень теоретических исследований составляет анализ культурных систем (языка, морали, этичности и др.).

Третий уровень теоретических исследований связан с анализом культурных форм – базовых образцов, воспроизводимых в каждой культуре (норм и стереотипов сознания и поведения людей, эталонных образцов и культурных стилей и т. д.). Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой основой культуры. Некоторые культурные формы столь широко распространены, что их называют культурными универсалиями.

Последний уровень теоретических исследований связан с анализом собственно фактов культуры, их принято называть артефактами. Они представляют собой частные случаи реализации культурных форм. Систематизированное описание огромного множества артефактов дает также история культуры.

Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и философией, социологией, антропологией, лингвистикой, историей и другими науками. Теория культуры опирается на серьезную фактическую базу, что позволяет ей быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.

Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации.

Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры.

Решением прикладных проблем занимаются прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально—культурной деятельности.

Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией.

Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне—сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив—агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов.

Комплекс прикладных культурологических знаний существует практически во всех областях жизнедеятельности людей.

Но на современном этапе возрастает роль собственно специалистов—культурологов, которые, применяя теоретические знания на практике, становятся носителями прикладной культурологии.

Подготовкой специалистов—культурологов занимаются многие учебные заведения.

44 СВЯЗЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Теоретический и прикладной уровни культурологии тесно взаимосвязаны.

Теоретическая культурология, исследуя наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, не может не опираться в этой работе на эмпирико—практи—ческие основания, фактическую базу.

Прикладная культурология, которая занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе, осуществляет данную работу не без опоры на теоретический багаж, накопленный в фундаментальной культурологии.

Эти знания используются прикладной культурологией при изучении, планировании и разработке методик целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами; социальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики, в ходе общей культурно—просветительной деятельности.

Следовательно, теоретическая и прикладная культурология представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в иерархических отношениях: исследуются как наиболее общие уровни культурных процессов, так и их более конкретная реализация.

Теоретическая и прикладная стороны культурологии не самодовлеющие формы, в практической жизнедеятельности людей они выступают во взаимосвязанном единстве. Это позволяет культурологии в целом выступать основой культурной ориентации людей, их поведения.

Культура объемлет всю жизнь людей во всех ее проявлениях.

Вне культуры не может развиваться ни один сценарий жизнедеятельности людей (культура мышления, общения, труда, учебы, отдыха). Их конкретизация осуществляется не без опоры на теоретический культурологический фундамент. В результате жизнедеятельность людей организуется культурой, облекается в разнообразные формы.

Взятые в совокупности, они образуют культуру жизнедеятельности.

Теоретические знания культурологии популяризируются, что повышает степень культурологической осведомленности людей.

Новые знания проникают в практическую действительность, обогащают ее.

Проникая в сознание людей, культурологические знания (и теоретические, и практические) формируют культурную среду, в которой, собственно, и живут люди.

Культурология как теория и прикладная наука позволяет понять специфику человеческого образа жизни, проблемы саморазвития человека как субъекта культурно—исторического процесса.

Став внутренним состоянием человека, культура делает жизнь человека осмысленной и ценной.

45 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие метод (от гр. слова methodos – путь) означает совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

Метод является одним из критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали метод ориентиром в движении к истинному знанию.

В настоящее время существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией.

Изучая закономерности познавательной человеческой деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления.

Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

В методологии научного исследования принято выделять общенаучные и частнонаучные методы.

Наиболее общими являются философские методы. Среди научных методов обычно рассматриваются эмпирический и теоретический уровни познания.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень представляет более высокую ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Следует иметь в виду, что метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон действительности. Важно еще умение правильно применять метод в процессе познания. А для этого необходимо знать предмет исследования.

Для методологии современного познания характерны: сближение методов естествознания и социально—гуманитарных наук; поиск новых методов исследования; широкое внедрение аппарата герменевтики, других понимающих наук, что обеспечивает сближение объяснительного и интерпретационного подходов; активное внедрение в научное познание идей и методов синергетики, возрастание в связи с этим вероятностных методов и приемов и др.

46 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В теоретическом познании известны два всеобщих метода – диалектический и метафизический. Постепенно диалектический метод стал применяться в числе преимущественных методов познания. Наряду с данными методами существуют общенаучные методы, имеющие также широкий спектр применения.

Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к изучению как можно большего числа его свойств, связей и отношений.

Принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Данный подход лежит также в основе междисциплинарных исследований.

Важное место в диалектическом методе познания занимает проблема учета связей исследуемого объекта с другими объектами.

Рассмотрение данных взаимосвязей в системе, целостности привело к выделению в науке системного подхода, разработке методов системного анализа.

Исследование связей между предшествующими и последующими состояниями системных объектов проводится в рамках принципа детерминизма, позволяющего раскрыть причинно—следственный ряд в развитии тех или иных объектов.

Изучение объектов в их развитии является важнейшим принципом диалектики. Именно этот принцип наиболее ярко отличает диалектический метод от метафизического, который игнорировал изучение объектов с учетом их изменений.

В числе общенаучных методов следует выделить:

1) метод восхождения от конкретного к абстрактному и абстрактного к конкретному;

2) метод идеализации (мысленного внесения определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования). Этот метод полезен тогда, когда необходимо исключить ряд свойств объекта, которые существенны в его функционировании, но скрывают процессы, происходящие в нем. Сложный объект в процессе идеализации представляется как бы очищенным, что облегчает его изучение (это отличает идеализацию от бесплодной фантазии);

3) метод формализации – отображение содержательного знания в знаково—символи—ческом виде, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов, содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого символами (знаками). Формализация может происходить спомощью естественного или искусственного языков. Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, основывающиеся на соответствующих содержательных теориях.

Метод формализации способствует обеспечению краткости и четкости записи научной информации, что открывает более оперативные возможности для оперирования ею.

47 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общенаучные методы эмпирического познания составляют:

1) наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое изучение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение (в отличие от обыденного) характеризуется рядом особенностей – целенаправленностью, планомерностью, активностью.

Научные наблюдения сопровождаются описанием объекта познания, необходимого для фиксирования свойств, сторон объектов, составляющих предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты, проводят их классификацию по тем или иным признакам, выясняют последовательность этапов их становления и развития. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (с использованием тех или иных технических средств);

2) эксперимент – активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления

и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. Экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Наряду с этим эксперимент можно многократно воспроизводить, он позволяет выявить те связи, которые не обнаруживаются в естественных условиях. Эксперимент используется для опытной проверки гипотез и теорий и для получения новых научных концепций;

3) измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения – эталонов, с которым и сравнивается измеряемая сторона объекта или явления. (В настоящее время в естествознании действует преимущественно Международная система единиц физических величин – СИ, принятая Генеральной конференцией по мерам и весам.) Базовыми единицами измерения выступают метр, килограмм, секунда, ампер и т. д.;

4) сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов, сопоставление с целью выяснения того, как соотносятся предметы и явления друг с другом, с внешней средой, со своими структурными элементами. Сравнение возможно по определенному признаку, критерию. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несопоставимы по другому.

48 ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

К числу общелогических методов познания относят прежде всего анализ и синтез.

Анализ (от гр. analysis – разложение) – метод, предполагающий разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Анализ – необходимый этап в познании объекта. Но он составляет лишь первый этап в процессе познания. Следующий этап познания связан с другим методом – синтезом.

Синтез (от гр. synthesis – соединение) – объединение различных сторон, частей предмета в единое целое, которое представляет собой не механическое, а органическое единство. Синтез является обобщением на основании выявления сущности. В результате синтеза появляется совершенно новое образование, свойства которого определяются не только внешним соединением свойств компонентов, но и результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – логический прием исследования, предполагающий последовательность рассуждений от частного к общему.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – логический прием, предполагающий переход в процессе познания от общего к частному, от некоторых данных посылок к их следствиям.

Аналогия (от гр. analogia – соответствие, сходство) – метод переноса найденного свойства одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким—либо другим свойствам. В основе метода аналогии лежит сравнение. Метод аналогии не всегда бывает достоверным.

Для получения более достоверного умозаключения важно: сопоставлять возможно большее количество свойств у сравниваемых объектов; объекты должны быть подобны в важнейших и существенных признаках; учитывать не только сходство, но и различия, чтобы не перенести различия на другой предмет исследования.

При этом нужно иметь в виду, что, если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким—нибудь свойством, несовместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.

Моделирование – метод исследования моделей объектов. В основании этого метода лежат приемы абстрагирования, аналогии. Моделирование используется для расширения представлений об оригинале (прототипе, образце модели).

Различают несколько видов моделирования: мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое). Разновидностью символического моделирования является математическое.

Метод моделирования активно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие.

49 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В системе гуманитарных знаний наряду с понятием культура широко используется термин цивилизация.

Понятие цивилизация имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Этимологически это слово происходит от лат. civitas, что означает государство, сосредоточенное в городе. Прилагательное цивилизованный изначально имело смысл городской, образованный, воспитанный в противоположность необразованному, грубому, дикому, варварскому.

В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела более детальное обоснование.

В XVIII–XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке человеческой эволюции, проходящей дикость – варварство – цивилизацию. Идеи Просвещения наложили отпечаток на данное понятие (это понятие как самостоятельная категория и получило распространение в эту эпоху), оно все больше понималось как процесс совершенствования общества и государства.

В этом случае цивилизация выступала наиболее совершенной ступенью развития человечества.

Такое понимание цивилизации сохраняется и ныне. Так, современный исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет восемь цивилизаций – западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно—славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по мнению ученого, и будет зависеть дальнейший ход истории человечества.

Понятие цивилизация часто понимается в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры человечества, и не только его (уфологи, например, говорят о неземных цивилизациях).

Постепенно в науке сложился цивилизацион—ный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного типа общества и соответствующего ему типа культуры. Цивилизаци—онный подход потребовал некоторой типологии цивилизаций. Основанием для выделения цивилизаций стали многие признаки: экономические, религиозные, географические и др. Выделяются аграрные, индустриальные цивилизации, восточная и западная цивилизации, христианская, исламская и иные цивилизации. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций (античной и др.).

В дальнейшем появилась принципиально иная трактовка данного понятия.

После опубликования книги О. Шпенглера Закат Европы цивилизацией стали называть последнюю стадию развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.

50 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

В научной литературе по вопросу о взаимоотношении понятий культура и цивилизация существует несколько позиций – отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.

Первоначально эти понятия использовались как синонимы, никакого противопоставления не предполагалось.

Уже с эпохи Просвещения философы настаивали на взаимосвязи этих понятий. По их мнению, только высокая культура могла порождать цивилизацию, а цивилизация, соответственно, была показателем культурной развитости общества и индивидов. Данные понятия как синонимы часто используются в трудах Г. Гумбольдта, Э. Тейлора. По мнению З. Фрейда, именно культура и цивилизация отличают человека от животного.

Но наряду с отождествлением понятий цивилизация и культура уже в эпоху Просвещения возникает традиция и их противопоставления. Под культурой многие исследователи стали понимать духовный потенциал человечества, под цивилизацией – материальную сферу. Уже тогда было впервые замечено, что материальный прогресс еще не означает достижение высокого уровня духовного развития. Понятие цивилизации становится синонимом урбанизации, бездуховного техницизма, понимается как источник дегуманизации мира.

По мнению О. Шпенглера, цивилизация – последний этап развития культуры, этап ее упадка и гибели. По мнению Н. Бердяева, культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия.

Еще более глубоко противопоставляет цивилизацию и культуру Г. Маркузе. Для него цивилизация – холодная, жесткая, повседневная реальность, культура – праздник.

Но, даже противопоставляя культуру и цивилизацию, ученые не могли не признавать их взаимообусловленности. Так возник оптимальный взгляд на данную проблему, сторонники которого признают наличие различий между культурой и цивилизацией, но в то же время не отрицают их взаимодействия.

В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация сосуществуют в единстве.

Реальные связи между ними выступают в определенных формах. Первая из них – генетическая (культура как наиболее ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи – структурно—функциональная, так как культура и цивилизация, воплощая в себе материальную и духовную стороны жизни, не могут существовать без взаимодействия. Третья связь – дисфункциональная. При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь то, что могут появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры.

51 ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В рамках теории исторической эволюции культур признается наличие множества локальных цивилизаций.

Близкие по своим чертам локальные цивилизации объединяются в культурно—исторические типы. Но критерий объединения цивилизаций может быть различным.

Типологическим признаком может быть признана общность природно—климатических условий жизни. В этом случае выделяются горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации, имеющие сходства и различия в хозяйственной, социально—политической и культурной деятельности.

Иная культурно—историческая типология представляется, если за основу принимается религия. В зависимости от наиболее распространенного вероисповедания выделяются типы христианской, исламской, буддийской, конфуцианской цивилизаций.

По хозяйственно—экономическому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

Для характеристики общности культуры и цивилизации используют также национально—этнический принцип, выделяя американскую, русскую и другие цивилизации. Чаще употребляется региональный подход, тогда выделяют цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга.

Обоснование данной культурологической концепции присутствует в трудах Н. Я.Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Н. Я. Данилевский выделял самобытные цивилизации: египетскую, китайскую, ассиро—вавилоно—финикийскую, еврейскую, греческую, римскую, новосемитскую (или аравийскую) и германо—романскую (или европейскую). Славянскую цивилизацию он относил к числу самых молодых, ей, по мнению ученого, принадлежит будущее.

Каждый тип данных цивилизаций проходит определенные стадии развития, отличается достижениями в той или иной сфере. При этом цивилизации невозможно оценивать по шкале выше – ниже. Ни одна цивилизация не может претендовать на то, что именно она представляет собой высшую точку развития.

Не все цивилизации развиваются одинаково. Одни уходят в небытие, другие оказываются односторонними, третьи подвергаются внешним воздействиям. Жизнь цивилизаций конечна, но культура бесконечна, поэтому поступательное движение человечества не прекращается.

О. Шпенглер выделяет египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко—римскую (аполлоновскую), византийско—арабскую (магическую), западноевропейскую (фаустовскую) цивилизации.

Согласно типологии А. Тойнби различаются западно—христианская, православно—христианская, исламская, индуистская, дальневосточная цивилизации.

В научной литературе предлагается и такая типология: протоцивилизация, ранние цивилизации, мировые цивилизации и универсальные цивилизации.

52 ТЕХНИКА И КУЛЬТУРА

Понятие техника столь же многозначно, как и понятие культура.

Существует огромное количество определений техники – способ подчинения природы, средство освобождения ограничений природы, создание искусственной среды и др.

В широком смысле техника – это продукт человеческой цивилизации, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики, в узком – инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, искусственные объекты, созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: