Концепция культурной универсализации

исходит из того, что на определенном этапе человеческой эволюции культура утратит свою еще сохраняющуюся этнонациональную и иную определенность и станет просто человеческой – проявлением человека независимо от многообразных форм его выражения. Этот процесс будет происходить при условии взаимопроникновения культур, их взаимообогащения и будет стимулировать общекультурное развитие человечества.

Но теоретические представления о такой культурной будущности в реальном практическом преломлении нередко оборачиваются унификацией культуры, сведением ее к некоторой усредненной форме.

Этот процесс не обогащает культурное развитие, а обедняет его. Культура при этом теряет свою индивидуальность.

Унифицированная культура рассчитывает на усредненные возможности потребителей, что сокращает возможности постижения ее глубинной сути. Насаждение культурно—поведенческих штампов искажает многие культурные ценности. Под воздействием средств массовой информации, телевидения, Интернета возможен уход в виртуальную реальность, которая отвлекает людей от постижения проблем непосредственной реальности.

Как следствие возникает снижение уровня культуры.

Негативным фактором является также процесс технизации. Человек перестает творить, за него это делает машина. Культ техники обнаруживает неадекватность социально—культурного развития человека его индустриальной мощи. Развитие техники наряду со многими позитивными сторонами сопряжено со множеством рисков, критических ситуаций (например, экологическим кризисом).

Перспектива утраты множества идентификационных характеристик той или иной культурой не всех устраивает.

Поэтому наряду с тенденциями к универсализации в социокультурном развитии имеют место и противоположные тенденции, получивших название партикулярных.

Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о независимом, обособленном развитии культур.

Особый акцент делается на необходимости идентификационных характеристик культур, их сохранении.

Партикуляризм выступает как здоровое начало в условиях насильственной унификации экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Следует отметить, что данные тенденции – универсализма и партикуляризма – взаимосвязаны, их динамическое взаимодействие способствует пониманию того, как происходит процесс развития культуры, что способствует их взаимосвязи, заимствованию, а что в культурах углубляет отторжение, осуждение, неприятие.

65 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Глобализация (от лат. globus – шар) – это процесс перерастания какого—либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации в целостную всемирную среду.

Процессы глобализации становятся возможными, когда создаются предпосылки для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный уровень стандартизации и унификации жизни людей.

Процесс глобализации проявляется ныне практически во всех областях жизни людей. В сфере экономики он стал возможен благодаря возникновению свободного рыночного пространства, единой всемирной инвестиционной среды, созданию унифицированной законодательной базы и т. д. В политической сфере ярким проявлением глобализационных процессов является попытка создания политических суперсистем (например, Совета Европы, Евро—парламента). Под мощным влиянием США постепенно проступают черты унифицированного политического пространства в мировом масштабе.

Следует подчеркнуть, что глобальный характер обретают не только позитивные процессы человеческого развития, но и негативные.

Последние возникают в результате развития общества и угрожают человечеству не только регрессом, но и в целом его существованию. Эти процессы получили название глобальных проблем современности.

Прежде всего глобальную угрозу существованию жизни на земле несет возможность термоядерной войны.

На грань дилеммы – исчезнуть или выжить – человечество поставил экологический кризис, связанный с резким ухудшением природной среды обитания людей.

Не менее важной глобальной проблемой остается вопрос преодоления разрыва в уровне социально—экономического и культурного развития различных государств мира.

В последнее время в число глобальных проблем быстрыми темпами входит демографический кризис, связанный с усилением антропологического давления на биосферу.

Впервые внимание мировой общественности на существование глобальных проблем обратили ученые Римского клуба (это всемирная неправительственная организация, созданная в 1968 г.). Именно эти ученые, исследовав тенденции планетарного развития, выказали обеспокоенность его будущим состоянием. Именно они впервые подняли проблему пределов роста народонаселения, промышленного и сельскохозяйственного производства, загрязнения окружающей среды и т. д. С выходом за данные пределы человечество столкнется с проблемой исчерпанности сырьевых, продовольственных ресурсов и (как следствие) выживания. Исследования Римского клуба дали импульс изучению глобальных проблем.

66 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

По своему происхождению глобальные проблемы являются результатом человеческой деятельности, порождены стихийным развитием цивилизаций, размежеванием культурных центров и периферий, неравномерным научно—техническим, экономическим, социально—политическим и культурным развитием стран и регионов.

Так, проблема угрозы термоядерной войны порождена фактором страха, который стимулирует наращивать в целях самозащиты гонку вооружений. Решение данной проблемы создаст благоприятные возможности для решения других проблем.

Ее решение позволит высвободить колоссальные средства, направляемые на гонку вооружений. Эта проблема приоритетна и по своей фатальности (в термоядерной войне не будет ни победителей, ни побежденных). Попытки остановить гонку вооружений предпринимаются, но пока эта проблема еще далека от своего разрешения.

Экологическая проблема порождена безрассудными и стихийными потребностями индустриального общества.

Неумеренное использование человеком достижений научно—технического прогресса привело к увеличению нагрузок на все системы биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, растительный и животный мир.

Результатом этого стали загрязнения воздуха, воды, гибель фауны и флоры, появление озоновых дыр, изменение климата и др. Но если в предыдущие столетия природа еще была в состоянии самовосстанавливаться, то в XX в. вмешательство человека в природные процессы оказалось настолько сильным, что нарушился баланс во взаимоотношениях человека и природы, природы и общества, что создало угрозу уничтожения среды обитания человека.

Сохраняется разрыв между уровнем развития различных стран. Большая часть населения планеты проживает в развивающихся странах. Эти страны обладают значительным запасом природных ресурсов, но производят меньшую часть общемирового валового продукта. Экономическая слаборазвитость порождает нищету, неплатежеспособность, социальную нестабильность, агрессивность. Но, несмотря на это, развитые страны продолжают использовать ресурсы развивающихся стран для поддержания высокого уровня жизни, обрекая развивающиеся страны на постоянное экономическое и социальное отставание. Это приводит к состоянию общемировой нестабильности и социальной напряженности.

Культурное достижение человечества (превышение рождаемости над смертностью) также влечет за собой негативное последствие – увеличивается антропогенное давление на биосферу. Это ведет к дефициту естественных природных ресурсов. Снизить антропогенное давление ученые предлагают путем депопуляции, контроля численности населения. По этому вопросу есть и другие мнения.

67 ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Специальные исследования глобальных проблем включают в себя также комплекс мер по их разрешению. Но наряду с принятием юридических нормативных документов, развитием экологического воспитания и образования, ужесточением санкций за нарушения и преступления, разработкой социальных программ по регулированию рождаемости и иного многим ученым решение глобальных проблем видится в изменении самого человека, его культуры. Это изменение должно быть направлено на восстановление гармонии человека и непрерывно изменяющегося мира.

Культурные изменения должны привести к рождению новых ценностей – социальных, этических, духовных, которые составят культурную атмосферу будущего.

Но для того чтобы данная культурная трансформация стала реальностью, необходимы не только огромные материальные затраты, но и перестройка принципов, на которых базируется современная культура. Для этого предстоит:

1) произвести замену стандартизации многообразием и плюрализмом, которые будут вызваны новыми типами производства, структурой потребления (по теории развития разумных потребностей), разнообразными формами политического поведения, сосуществованием религиозных различных систем и т. д.;

2) развивать процесс не только централизации, но и децентрализации культурных связей и отношений. Это снизит значение разделения мира на развитый центр и отсталую периферию. Периферийные миры смогут также стать центрами культуры, науки и образования;

3) обеспечить широкую информатизацию общества, влекущую за собой падение статуса бюрократии и социальной иерархии. Вертикальное деление общества должно активнее заменяться горизонтальным взаимодействием между людьми;

4) обеспечить превращение человека в главную общественную ценность.

В изменении прежде всего природы самого человека видят решение глобальных проблем и ученые Римского клуба.

По их мнению, нынешний кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой, могущественной роли в мире, осознать свою ответственность за его сохранение, дальнейшее развитие.

Но многие ученые идеализированно подходят к оценке реальности, а она несовершенна. Необходимый для беспроблемного существования человечества баланс интересов может быть достигнут лишь на основе преодоления социальных и иных противоречий, путях удовлетворения потребностей всех людей, населяющих планету. Но сегодняшний мир очень далек от этого. Позитивно то, что на современном этапе глобальные проблемы не только выделены, но и осознается насущная потребность их разрешения.

68 ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС

В XX в. обозначился кризис не только в области материальной, но и духовной жизни. Новая форма социокультурного кризиса также обрела глобальный характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мировых войн, которые девальвировали всякие представления о гуманизме.

Пространство духовности сокращает и научно—техническое развитие, особенно развернувшееся на современном этапе. Усложнение техники повышает вероятность человеческих ошибок и увеличивает масштабы их возможных разрушительных последствий. Современное применение разума (предназначение и природа которого полностью не изучены) создает угрозу существованию самого его носителя – человека.

Но человек без представления о глубинном смысле и направлении своей жизни и всего человечества не сможет решить задачу своего существования.

Поэтому многие ученые настаивают на необходимости укрепления духовного, нравственного вектора развития.

По их мнению, выживание человечества будет обеспечиваться не только развитием экологии природы, но прежде всего экологии духа, нравственной экологии.

Но именно в этой области человек за все время своей эволюции так и не продвинулся вперед. Поэтому, чтобы выжить, человек должен совершить принципиально новую революцию, какой прежде не было, – аксиологическую. Импульсы к ее наступлению видятся в том, что все большее количество людей проявляет неприязнь к ценностной системе индустриализма с его упором на безудержном росте и потребительстве.

Все большую ценность приобретает возможность дышать свежим воздухом, пользоваться чистой водой, вести здоровый образ жизни. Безусловно, данные импульсы еще не привели к радикальному изменению образа жизни людей. Ценностное сознание по—прежнему отстает от потребностей времени.

Многие еще руководствуются обывательским принципом на наш век хватит, не задумываются о долгосрочных интересах цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: