Композиция журналистского произведения

Слово «композиция» происходит от латинского composition - составления, связывание. В журналистском произведении, в силу особенностей публицистического отображения действительности - прерывистого и мозаичного, могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве: смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления, разнородные факты и наблюдения, мнения и оценки людей и так далее.

Однако, подразумевается не просто их скопление, а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Монтаж - это правила построения текста с точки зрения последовательности его элементов, а журналистский образ - это метазнак идейно-тематического решения произведения. Этот образ создается автором на основе синтеза реалий сегодняшнего дня и образов культуры.

Выделяют различные варианты монтажа - от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) - лид (активное начало) - корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки - каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятии текста.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием разработки мотива. В данном случае автор выдвигает ударный эпизод или ищет интересный сюжетный ход.

В качестве ударного эпизода может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. Выдвижение ударного эпизода всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывает интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фиксирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам.

Основные принципы и приемы композиционного построения:

- действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной;

- автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.;

- автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования;

- нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе";

- нередко организатором композиции выступает художественный образ, который становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

- автор может предпослать основному действию экспозицию;

- композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной;

- нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: