Основным международным договором, посвящённым охране прав на объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г.
Объектами охраны промышленной собственности являются:
- патенты на изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- указания происхождения или наименования места происхождения;
- пресечение недобросовестной конкуренции.
Термин “промышленная собственность” понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но и на области с/х производства и добывающей промышленности, и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые минералы, иные воды, пиво, цветы, мука.
Право промышленной собственности подразделяется на:
- правовую охрану изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
|
|
- правовую охрану средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ и услуг (товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и некоторые другие объекты).
Как и любые другие объекты интеллектуальной собственности, объекты промышленной собственности обладают территориальностью, т. е. они охраняются только в пределах территории того государства, в котором охрана возникла в установленном законом порядке.
Парижская конвенция прямо устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов, который означает, что права на объект промышленной собственности существуют отдельно и независимо друг от друга в разных государствах мира. Однако Конвенция содержит ряд правил, имеющих основополагающее значение для международной охраны любых объектов промышленной собственности:
- во-первых, в основе международно-правовой охраны объектов промышленной собственности лежит правило, сформулированное в ст. 2 Конвенции (граждане и юл стран Союза пользуются на территории любого государства-члена национальным режимом плюс правами, специально предусмотренными Конвенцией);
- во-вторых, Конвенция содержит исключительно важные правила о приоритете (ст. 4) (лицо, которое подало заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в течение определённых сроков в любой другой стране Союза. При этом датой подачи заявки (и, следовательно, датой регистрации) в другой стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в её национальное ведомство, а дата подачи в 1-м государстве (дата 1-й заявки). По дате 1-й заявки будет определяться и новизна регистрируемого объекта).
|
|
Конвенция устанавливает срок конвенционного приоритета для патентов и полезных моделей в 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев со дня, следующего за днём подачи 1-й правильно оформленной заявки в любой из стран Парижского союза.
Правильно оформленная национальная подача заявки – всякая подача, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.
Конвенция не создаёт единого патента для государств-участников и не унифицирует процедуру получения патентов. Кроме правил о национальном режиме, конвенционном приоритете и независимости патентов в Конвенции содержится и ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам (изобретения), охраняемых, как правило, на основе патентов:
- личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя);
- правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника (в выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника);
- право государств-участников принимать меры, необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае длительного неиспользования изобретения (выдача 3-м лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта; однако право на использование принудительных лицензий Конвенция оставляет на усмотрение государства-участника, которое в своём внутреннем законодательстве может предусмотреть подобные меры, но при обязательном соблюдении конвенционных правил);
- свободное (т. е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью т/с (если применяются средства, содержащие изобретения, полезные модели, промышленные образцы, защищённые патентами, в конструкции или при эксплуатации т/с другой страны при условии, что указанные средства временно или случайно находятся на территории такой страны и используются исключительно для нужд т/с);
- правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом (патентообладатель будет иметь все права в отношении ввезённого продукта, которые предоставляются ему внутренним законодательством страны ввоза на основании патента на способ производства в отношении продуктов, изготовленных внутри этой страны. Иначе говоря, действие патента на способ производства распространяется и на продукт, полученный этим способом; это положение введено для обеспечения возможности патентной охраны способов производства в том случае, если товар, произведённый запатентованным в стране способом, ввозится из-за рубежа (так называемая “косвенная охрана”)).