Исследование рынка закупок и сбыта в оптовой и розничной торговле: понятие, направления и методы. Использование результатов исследования в организации торговой деятельности

Рынок закупок и сбыта является основной площадкой для осуществления коммерческой деятельности торгового предприятия, поэтому знание тенденций его развития обеспечивает конкурентоспособность и высокий уровень рентабельности предприятия.

Главными задачами исследования рынка товаров является:

- Оценка состояния предложения на тех товарных рынках, где работают оптовики, т.е. оценка качественной и коммерческой структуры товарного предложения, которая во многом будет зависеть от уровня развития производства потребительских товаров, особенности государственной политики в области регулирования поставок, а также развитости торговой инфраструктуры в целом.

- Исследование структуры ассортимента предлагаемой на рынке продукции, качество товаров, уровень цен, динамики продаж и потребления по видам, маркам и наименовании продукции.

- Исследование структуры спроса, изменения потребностей покупателей, а также факторов, влияющих на структуру потребления. Именно спрос является основным показателем планирования закупочной и сбытовой деятельности, а так же ассортиментной политики торгового предприятия.

- Изучение конкурентов, с целью выработки, как общей стратегии, так и планирования объемов поставок, ценообразования и координации сбытовой деятельности.

- Исследование комплекса продвижения продуктов и услуг, с целью использования получаемых резервов в разработке и реализации собственных программ продвижения, а также координации ассортиментной и сбытовой политики.

В исследовании конъюнктуры закупок и сбыта товаров особую роль играет маркетинг, который, исходя из основного своего назначения, позволяет по средствам проведения маркетинговых исследований собирать, обрабатывать информацию об элементах рыночной конъюнктуры, а также впоследствии координировать все коммерческие процессы на предприятии.

К основным инструментам маркетинговых исследований можно отнести качественные и количественные методы исследований:

Качественные методы сбора информации о рынках закупок и сбыта дают глубинное понимание по изучаемой проблемы, например, они позволяют выяснить причины поведения потребителей, их реакцию на новые продукты и услугу, рекламу и др. К качественным методам сбора информации относят фокус-группу, глубинное интервью, анализ протокола.

Количественные методы исследований дают представление о состоянии рынка закупок и сбыта в количественном выражении (проценты, численность и др.). Самым распространенным е исследований в данной группе является опрос, который дает четкое представление о количественном распределении мнений респондентов. Так же распространенным методом исследования сегодня является retail-аудит - это регулярное исследование, проводимое в розничных торговых точках. В основе исследования лежит сбор данных о ценах, ассортименте, запасах, продажах, наличии рекламных материалов по каждой исследуемой категории продукта в торговых точках, входящих в выборку.

Литература:

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 2010. – 416 с.

2. Статистика рынка товаров и услуг. Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2012. - 656 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: