Тема: О РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
Основные вопросы
1. Общий обзор развития психологии в России.
2. Две тенденции развития российской психологии.
3. Психология на рубеже XIX–XX вв.
4. Развитие российской психологии с начала 20–х – до 40–х гг. (Г.Г. Шпет, М.Я. Басов, П.П. Блонский).
5. Л.С. Выготский – основоположник культурно–исторической концепции развития высших психических функций.
6. Принципы деятельностного подхода в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.
7. Развитие теории высших психических функций в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Дополнительные вопросы и задания
1. Выделите условия, повлиявшие на процесс формирования психологии в России?
2. В чём проявилось влияние ментальности на российскую психологию?
3. Определите роль интеллигенции в развитии российской психологии?
4. В чём, на Ваш взгляд, специфика отечественного подхода к проблеме поведения и вопросу о смысле жизни?
5. Перечислите достоинства и недостатки психологии и психотехники?
6. В чём проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?
7. Какие тенденции в российской и отечественной психологии наметились в конце 20 века?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 6; 7; 8; 10; доп: 2; 26; 28; 38]
2. Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 12. Концепция системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 556–563.
2) Соколова, Е.Е. Диалог 11. О различных вариантах деятельностного подхода в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 472–476.
3) Соколова, Е.Е. Диалог 11. Дискуссии школы Рубинштейна и школы Леонтьева по проблемам деятельности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 522–529
4) Слободчиков, В.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 81–93.
5) Слободчиков, В.И. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 93–105.
6) Слободчиков, В.И. Методы описательной (гуманитарной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 105–113.
3. Проведите фестиваль «смекалки».
4. Заполните таблицу:
Табл. 29
Представитель | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |