Воспитательное воздействие физизической культуры и спорта

Для педагогов, имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта, это означает серьезный пересмотр устоявшихся приоритетов в работе. Гуманистическая установка в ней (использование главной движущей силы развития личности – потребности в росте во всех аспектах понятия) становится ведущей для получения конкретных показателей физического и духовного развития занимающихся и достижения высокого спортивного результата.

Формирование духовных ценностей в сфере физической культуры и спорта происходит в обучении (при усвоении определенных знаний, умений и навыков) и в воспитании (при постижении практики отношения к окружающему миру), научно организованном и направленном на создание должной среды при условии управления разными видами деятельности воспитанников.

Воспитательная деятельность, или воспитательная работа, – традиционный вид педагогической деятельности. Она осуществляется в целостном педагогическом процессе, имеет общие с ним характеристики и свои отличия, придающие ей определенную направленность:

– специфичность цели – осуществление “социальной наследственности”, в ходе которой достигается максимальное развитие общественно ценной и неповторимой личности;

– двусторонность – совместные действия педагога и воспитанников на основе равенства позиций;

– многосторонность – педагогическое руководство развитием всей системы отношений воспитанников с окружающим миром;

– закрытость – принятие педагогом решений на основе “внутреннего” анализа педагогических ситуаций;

– личностный характер – обоснование деятельности личными качествами педагога, его отношением к окружающей действительности и ценностными ориентациями;

– ансамблевость – взаимодействие педагога с педагогическим коллективом для достижения конечной цели;

– творческий характер – соответствие результатов деятельности объективному критерию новизны;

– определенные трудности в учете результатов – временная отдаленность получения “продуктов” деятельности педагога.

Воспитательная деятельность строится как система: она состоит из множества компонентов, находящихся в определенных отношениях, связях друг с другом и образующих целостность.

Воспитательная система создается усилиями всех участников педагогического процесса: педагогами, воспитанниками, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их оптимальной реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система проходит в своем развитии этапы становления, отработки, окончательного оформления и возможной перестройки в условиях “кризиса” системы. Успешность движения от одного этапа к другому зависит от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы, технологию ее создания и совершенствования.

Система, в условиях которой находятся занимающиеся физической культурой и спортом, отвечает всем требованиям существующих воспитательных систем. Она обладает обязательным набором элементов (структурных компонентов), устойчивостью и стабильностью. Вместе с тем эта система имеет и свои особенности. Особенности связаны со спецификой предназначенности системы и касаются:

– объекта педагогического воздействия – воспитанников, находящихся в сфере физической культуры и спорта;

– предмета совместной деятельности – воспитанников, выступающих не только субъектами, но и объектами ее;

– воспитательных целей (в физической культуре – формирование всесторонне развитой личности воспитанника с оптимизацией ее физического развития; в спорте – формирование всесторонне развитой и социально-конкурентоспособной личности воспитанника, успешной в избранном виде спорта);

– средств педагогической коммуникации – речевых, неречевых и комбинированных сигналов, максимально способствующих эффективному взаимодействию педагога с воспитанниками.

В структуре воспитательной деятельности заключены общепедагогические компоненты, представляющие собой самостоятельные виды труда и составляющие их действия:

– гностический – научный поиск, восприятие и отбор информации педагогического характера;

– проектировочный – представление о педагогических задачах и стратегии их достижения;

– конструктивный – конструирование деятельности и активности воспитанников с учетом поставленных целей;

– коммуникативный – установление целесообразных отношений педагога с воспитанниками;

– организаторский – обеспечение слаженности работы педагога и воспитанников;

– рефлексивный – подведение итогов деятельности (анализ и оценка ее результатов).

Компоненты проявляются в работе педагогов всех специальностей. Их осуществление предполагает владение соответствующими умениями, позволяющими строить воспитательный процесс системно и технологично.

Многообразие умений в рамках современных концепций деятельности педагога описали Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова и др. В их модели включены группы умений, которые соответствуют функциям педагогической деятельности и применимы для воспитания. Умения охватывают различные сферы: постановку и предвосхищение цели и задач (умение видеть проблему, умение изучать ситуацию и др.), реализацию учебно-воспитательного процесса (умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, умение использовать обучающе-воспитывающие формы и др.), психолого-педагогическое обеспечение деятельности (умение находить применение возможностям воспитанника, умение отбирать коммуникативные средства и др.), оценивание педагогического труда (умение обнаруживать связи между целью и результатом деятельности, умение оценивать свой профессионализм и др.).

Формирование умений как основы профессиональной деятельности спортивного педагога – длительный процесс. Он идет на протяжении всей трудовой жизни, потому что подтверждать свою педагогическую компетентность специалисту приходится постоянно. Это напрямую связано с объективными преобразованиями, происходящими в функционировании педагогических систем.

Новые требования к уровню подготовки специалистов, изменения в объекте (занимающихся) учебно-воспитательного воздействия, современные образовательные технологии заставляют преодолевать сложившиеся стереотипы. В интенсивности этого процесса проявляется зрелость и одаренность спортивного педагога. Способные к педагогическому труду быстро осваивают новые программы и соответствующие им технологии. Малоспособные идут к цели медленно, профессионализму их учит опыт других.

Педагогическая деятельность во всех своих проявлениях (преподавание, воспитательная работа и др.) базируется на законах общения. От того каковы стилистические особенности этого общения, зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, а значит, и развитие личности в целом.

Стили общения принято классифицировать. Применительно к педагогическому руководству используют понятие об авторитарном, демократическом и попустительском стилях. Впервые такую классификацию предложил немецко-американский психолог Курт Левин (1890-1947). Авторитарный стильпредусматривает жесткое управление, оправданное лишь при отдельных обстоятельствах и критических ситуациях. Попустительский (либеральный) стильоснован на самоустранении от ответственности за происходящее. Обобщенную характеристику демократического стиля общения определяют уважение (признание важности другого человека), неприкосновенность (понимание автономности индивидуального в личности) и признание (отношение к человеку как к данности). Предпочтительность демократического стиля в педагогической деятельности прослеживается и доказана на разных возрастных группах, начиная от детей и кончая взрослыми.

Обретение спортивным педагогом собственного стиля общения с воспитанниками – процесс сложный, тесно связанный с формированием его индивидуальности в целом. Верно найденный, он позволяет находить такие формы педагогического взаимодействия, которые способны решать многие педагогические задачи: обеспечивать общее продуктивное самочувствие, избегать конфликтных противоречий, оказывать адресное воспитательное влияние и др.

Успешность воспитания зависит от знания объекта педагогического воздействия. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) по этому поводу говорил так: если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях.

Основным способом получения нужной педагогической информации является диагностика. Представляя собой совокупность педагогических средств, она помогает изучить личность воспитанника, обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Специфика деятельности в сфере физической культуры и спорта обусловливает свой характер и способы получения профессиональной информации. Спортивному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследований. Таким образом он получает сведения стратегического (о состоянии норм и отклонений в развитии личности конкретного воспитанника-коллектива), коррекционного (побуждающие вносить изменения в структуру, содержание, методы работы с воспитанником-коллективом) и прогностического (помогающие обнаруживать и выявлять тенденции развития личности воспитанника-коллектива) порядка. Они позволяют решать педагогические задачи на уровне практической преобразовательно-воспитательной деятельности, на научной основе проверять свои собственные находки и открытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: